Техника - молодёжи 1995-02, страница 8

Техника - молодёжи 1995-02, страница 8

В Е Р Н И С А

Ж И 3 О Б

Р Е Т Е Н И Й

ГРАНАТА-ОГНЕТУШИТЕЛЬ

Что такое огнетушитель, никому рассказывать не надо. И о гранатах большинство имеет представление. Но для чего понадобилось совмещать то и другое в едином устройстве?

— У современных огнетушителей есть два недостатка,— пояснил начальник сектора Государственного научно-исследовательского инженерного института (г. Балашиха) Владимир Гриценко.— Во-первых, они достаточно громоздки. Во-вто-рых, выбрасываемая ими пенная струя имеет не очень высокую начальную скорость, и потому иной раз просто не достает, не пробивается к очагу возгорания.

А теперь представьте в руках пожарного небольшой предмет размерами чуть побольше традиционной ручной гранаты. Снабженный, впрочем, и ручкой для удобства метания, и чекой, и зарядом взрывчатки. Вот только сам корпус пластиковый, да боевой заряд уменьшенной мощности окружен слоем огнегасящего порошка.

В случае надобности он выдергивает чеку и бросает гранату в помещение, где бушует пожар. Несколько секунд — и взрыв! Его волна с такой силой выбрасывает огнегасящий порошок, что он сбивает даже сильное пламя. А затем физический эффект дополняется еще и химическим — разлетевшийся порошок оседает на пол, частично прилипает к стенам и от высокой температуры, еще сохраняющейся в очаге возгорания, начинает разлагаться, выделяя углекислый газ. И если где-то что-то еще тлело, то углекислота задавит пожар окончательно.

К сказанному остается добавить, что разработчики подумали и о мерах безопасности. Заряд взрывчатки в гранате рассчитан так, что взрывная волна не мо-

Макет гранаты-огнетушителя. Он разрезан, чтобы можно было видеть внутреннее устройство.

жет сколь-нибудь значительно повредить помещение, не нанесет дополнительной травмы человеку, если он вдруг невзначай оказался в очаге. Пластиковая рубашка гранаты при взрыве просто лопается, не давая осколков.

КЛАДЕЗЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В... РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДАХ?

Многие, наверное, видели в учебнике физики такую картину: радиоактивное

излучение проходит через электрическое или магнитное поле и распадается на три потока. Альфа-частицы отклоняются вправо и уходят к отрицательно заряженной обкладке конденсатора или к южному полюсу магнита. Бета-частицы, напротив, отклоняются влево — к положительно заряженной обкладке или к северному полюсу магнита. И лишь гамма-частицы следуют прямо, никуда не сворачивая.

Первым подобное явление наблюдал английский физик, лауреат Нобелевской премии Эрнест Резерфорд в начале века. После него — еще, наверное, десятки тысяч ученых, а сотни миллионы школьников прочли об этом в учебниках. И лишь один человек догадался, что на ри-1 сунке изображена схема... атомной батарейки!

Зовут его Александр Григорьевич Пресняков — тот самый, с кем постоянные читатели неоднократно встречались на страницах "ТМ" (см., например, № 8 за 1993 г. и № 7 за 1994 г.). Так вот, еще в 1955 году, когда о работах по ядерной физике говорили в основном шепотом как о страшно секретном деле, он послал в Госкомитет по делам изобретений и открытий заявку, в которой описал, как можно резерфордовское открытие использовать в народном хозяйстве.

Суть идеи на редкость проста. Взять хотя бы те же альфа-частицы. Как известно, вылетая из радиоактивного вещества со скоростью 15 ООО км/ч, они могут преодолеть в воздухе при нормальном атмосферном давлении не более 8 см. Почему? Да потому, что на этом коротком отрезке каждая частица полностью тратит свою энергию на ионизацию около 150 тыс. молекул воздуха.

— Ионизированный воздух становится проводником,— говорит Пресняков.— Это обстоятельство мы с коллегами и использовали в устройстве, который снимает статический заряд электричества, образующийся на ткацких станках при выделке ткани. Однако до сих пор никто не пошел дальше, не придумал, как использовать с умом и толком само электричество. А стоило бы...

Не оцененный в свое время, а ныне знаменитый предвосхищениями изобретатель описал замеченный феномен в книге "На крыльях голубой мечты", добавив: что касается бета-частиц — потока быстрых электронов, то они вообще есть электрический ток.

Таким образом, осталось как будто немного: придумать ловушки, которые бы позволяли энергию альфа- и бета-частиц переводить в привычное напряжение. Тогда никто бы не назвал радиоактивные вещества, извлекаемые из реакторов, вредными отходами. Напротив, все считали бы их ценным сырьем для создания атомных батареек, способных работать безотказно многие десятилетия.

Быть может, этой проблемой займетесь вы?..

СПЕЦПАМПЕРСЫ ДЛЯ СПЕЦНАЗА

Не секрет, что в засаде оперативникам, омоновцам и прочим спецназовцам порою бывает туго. Ну-ка полежи долгие часы на холоде или под дождем! Причем ни покурить тебе, ни по нужде сходить...

Для удобства современных Рэмбо специалистами Агентства по проблемам биомеханики и эргономики разработано нехитрое на первый взгляд приспособление, которому рады будут, уверены, многие.

— Истоки изобретения, видимо, следует искать на Крайнем Севере,— сказала представительница агентства Елена Ар-

хиреева.— Многие европейцы удивлялись, как младенцы чукчей, ненцев и других северных народов сутками могут находиться в полевых условиях, на 40-гра-дусном морозе и при этом не заболевают...

"Секрет" оказался прост: под младенца клали подстилку из сухого мха и перегнившего в труху дерева. Гигроскопичность ее настолько велика, что она моментально вбирала в себя все выделения малыша, оставляя его практически сухим. Он не мерз, а потому и не болел.

Потом, как водится, прознав про народную мудрость, ее тут же наряду с сапогами и дубленками перехватил практичный Запад. Ныне там в любой аптеке, не говоря уж о специализированных магазинах и отделах, можно купить памперсы — гигроскопичные прокладки, выполняющие те же функции, что и мох. Только делают их теперь чаще всего из специально обработанной бумаги.

И вот наконец "новинка" вернулась "на круги своя". Отечественные спецы придумали спецпамперсы для спецагентов. Теперь те могут находиться в засаде х^ь сутки — гигроскопичная прокладка позволит им подмочить (в прямом и косвенном смысле) свою репутацию.

КЛЕИТ... ВЗРЫВ!

Оригинальная методика ведения подземных работ, созданная коллективом московских инженеров под руководством кандидата технических наук Михаила Ры-жевского, позволяет более чем вдвое повысить скорость строительства туннелей, в 2,5 раза снижает стоимость и трудоемкость подземных работ. Суть же дела довольно проста...

Один из наиболее скоростных методов проходки — буро-взрывной. В горном массиве высверливается сеть скважин.

Работа не такая уж быстрая — только на сверление уходит порядка 12 ч. А ведь скважины нужно еще зарядить, убедиться в безопасности проведения взрывных работ, взорвать, подождать, пока уляжется пыль, и только потом приступать к укреплению свода.

Рыжов и его коллеги прежде всего предложили ускорить процесс зарядки. Ныне ведь никто из охотников не заго^Ч ет пулю в ствол шомполом, не сыплет . рох на полку... Вот и для горных работ они предложили изготовлять своеобразные "патроны" — пластиковые трубки, которые еще на заводе, на конвейере, снаряжают нужным количеством взрывчатки. На рабочем же месте остается лишь с помощью сжатого воздуха загнать монопатрон в пробуренное отверстие и подсоединить детонатор. Процесс подготовки взрыва сократился втрое!

Но главное даже не в этом. К самой взрывчатке изобретатели предложили добавлять... клей! Правда, не совсем обычный. Среди множества современных клеящих составов они нашли такие, которые отвердевают при повышении давления.

Теперь при взрыве летит вниз лишь то, что не нужно. Своды будущего туннеля одновременно цементируются, обретая прочность бетона. Особенно эффективной новинка показала себя при проходке слабых грунтов — тех, что называют "манной кашей на киселе". Именно они всегда доставляют наибольшие хлопоты, иногда их даже замораживать приходится. А тут взрыв — и все приклеено!

КАТОК ПО ПРИНЦИПУ... ДУРШЛАГА

— И зачем ее продырявили? — неизменно спрашивали те, кто видел модель до-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

2 5 9 5