Техника - молодёжи 1995-09, страница 48

Техника - молодёжи 1995-09, страница 48

АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО

НА ТИХООКЕАНСКОМ ТЕАТРЕ

Когда 27 января 1904 г. утренние газеты из-I страну о внезапном нападении о флота на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо, всех захлестнула волна негодования: как, начать войну без официального объявления? Праведный гнев общественности на коварного неприятеля вылился в широкую патриотическую кампанию и требования достойного наказания врага. В тот день царь Николай II с присущей ему пунктуальностью записал в дневнике: "Вторник. Вообще отовсюду трогательные проявления единодушного подъема духа и негодования против дерзости японцев".

Однако по мере поступления новых вестей с Дальнего Востока ожидание победных реляций сменилось глубоким недоумением — уж больно странными оказались некоторые обстоятельства этой войны.

Она началась около 23 ч 26 января, когда восемь японских миноносцев атаковали русскую Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Освещенные прожекторами и встреченные интенсивным огнем, они почти наугад выпустили 16 торпед, поэтому в цель попали всего лишь три, но, по стечению обстоятельств, две угодили в сильнейшие и новейшие эскадренные броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", которые надолго вышли из строя.

Первый успех позволил противнику овладеть инициативой на море, блокировать Порт-Артур и высадить войска на материк. Русское командование допускало возможность подобной операции и вблизи крепости, поэтому минный транспорт "Енисей" получил приказ выставить заграждение в Тали-еванском заливе. Прибыв туда под охраной крейсера "Боярин" и миноносцев, командир "Енисея" капитан 2-го ранга В.А. Степанов выполнил задание и начал было разворачиваться на обратный курс, как сигнальщики заметили несколько всплывших мин, которые раскрывали место заграждения, и Степанов велел расстрелять их. После этого транспорт вновь дал ход и... наткнулся на свою же мину. Так нелепо погиб один из двух артурских заградителей, а с ними Степанов, бывший автором их проекта.

"29 января, четверг. Сегодня было только одно грустное известие: "Енисей" натолкнулся на плавающую мину и был взорван,— записал царь,— Ужасный случай..." Итак, слово было сказано — именно случай, взяв п ведомой прихоти Фортуны сторону против ника, позволил ему захватить инициативу.

Благополучно проводив минный транс порт, "Боярин" вернулся в Порт-Артур, у рез пару часов его послали спасать команду этого заградителя. Командир крейсера, капитан 2-го ранга В.Ф, Сарычев знал, чтс лив минирован, но его не предупредили, где именно. Неудивительно, что при подходе к острову Сан-шан-тао крейсер подорвался (опять-таки на своей мине), начал тонуть и был спешно оставлен экипажем. На этом злоключения корабля отнюдь не кончились — он еще два дня дрейфовал, удивительным образом избегая мин. Казалось, тот же случай взял его под опеку. Узнав об этом, Сарычева с частью команды отправили спасать "Боярина", но к концу третьего дня причудливых странствий корабля в заливе, когда моряки уже собрались вернуться на род

ную палубу, его (как нарочно) вынесло на заграждение, он опять подорвался и затонул. Поистине непостижимое стечение обстоятельств!

Кстати, незадолго до начала войны японцы захватили русский транспорт "Маньчжурия", на котором находился полный боекомплект снарядов для Тихоокеанской эскадры. В общем, складывалось впечатление, что рус ским фатально не везет. В далеком Петер бурге будущий участник похода 2-й Тихоокеанской эскадры и Цусимского боя, видный кораблестроитель В.П. Костенко отметил: "Злой рок продолжает тяготеть над нашим флотом..."

Ночь с 30 на 31 марта в Порт-Артуре выдалась тревожной. К этому времени японская армия нанесла ряд поражений русской и, преследуя ее, продвигалась в глубь Маньчжурии. Однако Тихоокеанская эскадра, пусть даже ослабленная потерями, пред-

Командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров (1849 — 1904) - выдающийся военно-морской деятель, участник русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., в которой впервые в мире применил минные (торпедные) катера, исследователь Мирового океана, автор 50 научных работ, автор проекта первого в мире линейного ледокола

ставляла для противника немалую опасность, которая еще более возросла после прибытия ее нового командующего, вице-адмирала С.О. Макарова, который всего за месяц сумел восстановить — пусть даже частично — ее боеспособность.

В ночь на 31-е Макаров получил сообщение, что японцы намереваются высадиться под Порт-Артуром. Чтобы разведать, где находятся их корабли, ночью в море послали два отряда миноносцев. А вот дальнейшие события сплелись в невероятную цепь случайностей, приведших к самым тяжелым последствиям для русских и еще раз подтвердивших трудно объяснимое везение японцев.

Второй отряд состоял из кораблей, не имевших опыта совместного плавания, тем более ночью. Попав в туман, "Страшный" оторвался от своих, через несколько часов с него заметили миноносцы, присоединились к ним, а утром, когда развиднелось, подняли

Трагедия 31 марта 1904 г.: гибель "Петропавловска" запечатлел очевидец с Золотой горы в Порт-Артуре.

Контр-адмирал В.К. Витгефт стал преемником Макарова на посту командующего Тихоокеанской эс-1. Погиб в бою в Желтом море.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ ЕЯ

9' 9 5