Техника - молодёжи 1995-09, страница 45

Техника - молодёжи 1995-09, страница 45

ВИДЕОСАЛОН

Если на шильдике свежей кассеты, рядом с названием фильма и именами одной-двух звезд, вы прочтете "мелодрама" — в пяти случаях из десяти не верьте глазам своим. Точнее, глазам-то верьте -не доверяйтесь авторам этой мини-рекламы. Их фантазия, как правило, не простирается далее 8 — 9 жанровых определений: боевик, вестерн, триллер, фантастика, комедия, ужасы, мистика, эротика. Пресловутая "мелодрама" по зрительскому спросу должна стоять в первой половине списка — во многом благодаря тому, что с легкой руки распространителей копий так обозначаются и ленты, не требующие популистской приставки "мело-". Но просто "драма" звучит по-театраль-ному серьезно и, по мнению видеопродавцев, может отпугнуть иных покупателей. К тому же мелодрама в ее исконно чистом виде, то есть постановка с острой интригой, контрастным противопоставлением благородства и подлости, всегда нравоучительная и нередко сентиментальная, переживает ныне, по наблюдению экспертов, неожиданный ренессанс. Недаром добрую половину конкурсной программы XIX Московского Международного кинофестиваля составили картины явно (или в известной степени) мелодраматические. Объясняется это демократизмом отборочной комиссии или ее невзыскательностью - решайте сами.

Если же во второй половине июля вы не удосужились посетить столичный концертный зал "Россия", а в ближайшем кинотеатре без передыху крутят боевики и "страшилки", направьте стопы к облюбованному вами видеокиоску. Только позвольте себе усомниться, когда прочтете "мелодрама" рядом с названием, столь уместно звучащим в ясную пору "бабьего лета".

ЛЕГЕНДЫ ОСЕНИ (Legends of the Fall). США, TriStar Pictures, 1994 (в прокате - с января 1995). 134 мин (в). Режиссер Эдвард Звик,

В ролях: Брэд Пип, Энтони Хопкинс, Эйдан Куинн, Джулия Ормонд, Хенри Томас, Карина Ломбард, Гордон Тутусис, Кристина Пиклес, Пол Десмонд, Танту Кардинал.

Двойная датировка тут не случайна. Создатели фильма наверняка спешили выпустить его в конце прошлого года — чтобы попасть в список претендентов на очередной, 67-й по счету, "Оскар"-94 (как известно, Американская киноакадемия датирует свою премию предшествующим киносезоном).

Выйди лента немного позже — авторам пришлось бы ждать целый год. Трудно сказать, прогадали они или выгадали. Еще до соискания почетных наград, в процессе выдвижения на них, историческая драма Звика стала соперницей знаменитой трагикомедии Зе-мекиса "Форрест Гамп", у которой и без того хватало проблем в борьбе за первенство с "Криминальным чтивом" Тарантино. Сергей Кудрявцев, постоянный обозреватель журнала "Видео-Асс" Премьер, полагает, что "Американская киноакадемия намеренно интриговала против "Легенд осени", видя в этой ленте ненужного конкурента "Форреста Гампа". Картина Звика была включена лишь в три номинации, почетные, но не главные, а золотую статуэтку получила и вовсе одну — за превосходную работу оператора Джона Толла,

Прокатная судьба фильма оказалась не столь обидной, как решение киноакадемии и низкая оценка критиков, — за пару месяцев он собрал более 60 млн. долларов и вошел в первую двадцатку хитов Америки (19-е место по состоянию на 2 апреля 1995 года), опередив "Специалиста" с боевым дуэтом Сильвестр Сталлоне — Шарон Стоун и чуть отстав от "Волка" с его не менее колоритной парой - Джеком Николсоном и Мишель Пфайффер (см. "ТМ" № 2 за этот год).

То, что финансовый успех реалистичной драмы не уступил сборам плотоядного боевика и мистического мелотриллера, убеждает: публике не наскучили серьезные многоплановые зрелища, где подлинная большая история племен и народов умело переплетена с малыми личными историями вымышленных персонажей. Показателен в этом смысле рейтинг зарубежных лент в московском прокате в феврале — апреле этого года: на первом месте драма "Утомленные солнцем" (Россия — Франция, 1994), на втором — историческая драма "Королева Марго" (Франция — Италия - Германия, 1994), и лишь затем следуют комедийные боевики производства США - "Маска" (см. "ТМ" № 4 за этот год) и "Правдивая ложь", разделившая успех с "Вол-

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

УБИТЬ МЕДВЕДЯ

ком". Правда, если вернуться к штатовскому рейтингу и заглянуть не во вторую, а в первую десятку лидеров, выяснится: не считая двух бесспорных фаворитов сезона — игровой картины "Форрест Гамп" (называемой трагикомедией лишь с известной долей условности), и полнометражного мультфильма "Лев — царь зверей", все остальные передовики проката — комедии, комиксы, боевики.

Отзвуки популярных жанров — вестерна, гангстерского фильма и, если угодно, мелодрамы — слышны в "Легендах осени". Отдали дань постановщики и модному поветрию - непременному эротическому "оживля-жу". И напрасно: откровенные сцены оказались чужеродны эпической ткани произведения, прошитой бле-стким узором неслащавой романтики.

Но хватит интриговать читателя. Пора обмолвиться, о чем же повествует эта экранизация романа Джима Харрисона, столь по-разному принятая зрителями и

Основное действие картины занимает примерно два десятилетия, включая годы первой мировой войны и последующей депрессии с ее сухим законом и расцветом гангстеризма в США. Война переворачивает жизнь героев — трех братьев Ладлоу, уроженцев Монтаны, добровольцами отправившихся воевать за родину предков - Британию. Их отец Уильям Ладлоу (Энтони Хопкинс), отставной полковник кавалерии — тех самых печально знаменитых "синих мундиров", что в

кое, но не в силах остановить сыновей. Ничего другого, кроме упований на счастливый исход экспедиции, не остается Сюзанне, обрученной с младшим из семейства Ладлоу. Вот только жениха ли дожидается из по

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9' 9 5

хода пылкая воспитанница школы-интерната, рано потерявшая родителей и потому столь отзывчивая на участие и ласку? Роковым стал ее приезд в тихий провинциальный дом. Юная красавица, роль которой исполнила Джулия Ормонд (наверняка памятная нашим зрителям по фильму "Молодая Екатерина"), вошла в жизнь трех братьев и каждого очаровала. Младшему, Самьюэлу, дала слово. Старшему, Альфреду, вольно или невольно внушила надежду. Полюбила же, разумеется, среднего — неукротимого духом Тристана (Брэд Пип),

У этой истории есть рассказчик — старый индеец по прозвищу Один Удар Ножом (Гордон Тутусис). Именно он воспитал Тристана, родившегося поздней осенью, в месяц падающих листьев. "Это была ужасная зима. Его мать едва не умерла, когда рожала его. Его отец, полковник, принес его мне. Я завернул его в медвежью шкуру и держал всю ночь... Он рос, становился мужчиной, и я научил его великой радости убийства..." Индеец сделал из Тристана охотника, не чуждого обычаям и поверьям своего племени. Необузданный нрав юноши ярко высвечен его отважным поступком: вооруженный одним ножом, он вызвал на поединок медведя гризли и, раненный им, отбился от матерого хищника, отрубив тому коготь на левой лапе. Человек и зверь пролили кровь друг друга - по анимистическим представлениям индейцев (а значит, и Одного Удара Ножом, а следовательно, и его бледнолицего воспитанника) обменялись частью своей души.

Мудрено ли, что мятежную сердцем Сюзанну пленил не кто иной, как этот грубоватый, но бесстрашный и ловкий ковбой и охотник. Много позже она признается Тристану, что тогда, в канун отбытия братьев на войну, желала, может быть, сама того не сознавая, смерти своему жениху. И роковое пожелание сбылось: в одном из боев Самьюэл (Хенри Томас) вырвался из-под осточертевшей опеки братьев и напросился в разведку,

Ослепленного газами, его на глазах Тристана расстреляли германские пулеметчики. Страшна месть воспитанника индейца - Тристан порешил не только убийц брата: ночью он прокрался во вражеский окоп, зарезал нескольких солдат и снял с них скальпы.

Дух медведя завладел всем его существом - вернувшись домой, недолго сможет он оставаться с любимой. Тристан считает себя виновным в смерти младшего брата, его преследуют кошмары войны. Он покидает родительский кров и отплывает в Африку. Отныне долгие годы он будет скитаться вдали от родины, охотясь на диких животных и усмиряя зверя в себе, и на этом пути не пощадит ни личного счастья, ни здоровья собственного отца, которого разобьет паралич при известии, что Тристан отказался от Сюзанны, ставшей старику Ладлоу дочерью. И его старший сын Альфред, проклятый отцом за уход в политику, в частности, за принятие сухого закона, вызвавшего волну преступности, дождется своего часа — Сюзанна станет его женой. Но радости брак им не принесет - он окажется бездетным. Надо видеть, с какой завистью смотрит супруга богача-конгрессмена на детишек Тристана, на его счастливую спутницу - дочь белого и индеанки, которая оказалась терпеливей Сюзанны и дождалась возвращения любимого человека.

Черна эта зависть: вновь смерти пожелает отвергнутая возлюбленная — теперь уже смерти ее счастливой соперницы. И очередной трагедией завершится история семейства Ладлоу: от слепой пули продажного полицейского — пособника торгующей контрабандным спиртным банды, которой Тристан перешел дорогу, погибнет его жена, Медведь вновь проснется в сердце охотника и солдата — он отомстит обидчику.

Горькой окажется и участь Сюзанны: подводя итог разбитой жизни, она прервет ее выстрелом из револьвера...

Ее же первый и единственный возлюбленный, отдав детей на попечение примирившегося с ним и отцом брата, покинет родные места и спустя много лет найдет-таки свою смерть в объятиях гризли.

Неужели убить медведя может только медведь?

Как проклятие войне, калечащей людские души и судьбы, звучат "Легенды осени" — войне между народами, войне внутри народа, войне каждого с каждым, которую, в безумной жажде обретения - денег ли, славы ли, любви ли, - ведем мы из года в год, из века в

...А съемки в этом фильме действительно хороши. И киноакадемия здесь ни при чем. в

Ш1М