Техника - молодёжи 1995-09, страница 6

Техника - молодёжи 1995-09, страница 6

елевизор, по историческим меркам, еще находится в младенческом возрасте, однако конструкция цветного телеаппарата в основном уже сформировалась. Ведущие производители видеооборудования лишь совершенствуют ее узлы и детали. Изображение становится четче и контрастнее, цвета — насыщеннее, звук — чище и мощнее. Какими же техническими ухищрениями это достигается?

Сердце телевизора — кинескоп. От качества его конструкции зависит совершенство аппарата в целом. Изображение на экране формируется из сотен тысяч светящихся люминофорных зерен, которые располагаются в виде чередующихся вертикальных полос зеленого, синего и красного цветов. Они светятся под воздействием электронных лучей, которыми "обстреливают" экран три электронные пушки, "отвечающие" каждая за цвет. Специальные электромагниты фо кусируют и отклоняют потоки электро нов, а для того, чтобы каждый луч засве чивал зерна определенного цвета, слу жит конструкция с продолговатыми верстиями (теневая маска), расположен ная позади экрана. Пересекаясь в отверстиях маски, лучи попадают на зерна

Все основные элементы можно увидеть на разрезе кинескопа "Black Planigon Invar" фирмы "Nokia". Для большей наглядности пропорции нарушены — люми-нофорные зерна (их изображено всего

товив кинескоп "Black Trinitron" с экраном из затемненного стекла. Одновременно это позволило уменьшить блики на поверхности от внешних источников света. У более позднего "Hi Black Trinitron" характеристики поглощающего слоя были улучшены.

Иное решение для улучшения контрастности применила фирма "Toshiba" на кинескопе "Black Stripe". Здесь вертикальные чередующиеся полосы люминофоров разделены тонкими черными полосками.

Поверхность экрана традиционного телевизора представляет собой часть сферы. Прямые линии вблизи краев на нем кажутся несколько изогнутыми. Кроме того, свет, проходя через стекло, претерпевает искажения тем большие, чем выше кривизна. В 1994 г. "Sony" выпускает "Super Trinitron" с экраном в виде части боковой поверхности цилиндра большого радиуса. Благодаря этому, а также другим новшествам, о которых речь пойдет ниже, компания сделала крупный шаг на пути к максимально реалистичному изображению. Конкуренты — "Panasonic" и "Philips" — ответили моментально, изготовив кинескопы со сверхплоским экраном "GAOO" и "Superflat BlackLine-S" соответственно.

С каждым новым поколением телевизоров уменьшалась их глубина — расстояние от экрана до задней стенки. Так, "Panasonic-GAOO" и "Hitachi-CMT2998"

На разрезе кинескопа "Nokia Black Planigon Invar" хорошо видны все основные элементы конструк-

«ОКНО В МИР» ПРИБЛ1ШЕТ

КРВШШ1/1

при размере экрана 29 дюймов (74 см) имеют глубину всего 45 см! Правда, это потребовало увеличения угла отклонения луча до 112°. Разработчики, получив новую головную боль (пятно от электронного луча вблизи края экрана деформировано, резкость и проработанность деталей изображения уменьшились), видоизменили конструкцию электронной пушки. Опять впереди оказалась "Sony", чья

три), отверстия в маске, диаметр лучей увеличены. Мало кто задумывался, например, почему выключенный экран ет серый цвет (за исключением самы следних моделей), а при просмотре пере дач некоторые элементы "картинки" кажутся совершенно черными. Не могут же отдельные участки работающего экрана быть темнее выключенного?! Дело в особенности нашего зрения. Отдельные фрагменты выглядят черными лишь по контрасту с соседними светлыми, между тем даже на этих участках люминофоры светятся, хотя и очень слабо. Следова-

саму поверхность экрана, изображение станет более контрастным. Этого еще в 1988 г. добились инженеры "Sony", изго-

Расположение динамиков в "Sony Super Trinitron".

Двусторонний пульт фирмы "Sony". На одной стороне — органы управления, которыми зритель пользуется чаще всего, на другой -весь набор функций.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

9 5 9 5