Техника - молодёжи 1995-11, страница 41

Техника - молодёжи 1995-11, страница 41
ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ЛЕДОВОГО КЛАССА

В Арктике эпоха великих географических открытий началась с запозданием. Только в XVIII веке в России приступили к планомерным исследованиям морей, омывающих побережье Сибири, а в Англии — к поискам судоходного пути из Атлантического в Тихий океан вдоль северного побережья Американского континента. Обычно моряки и ученые отправлялись в столь рискованные путешествия на коммерческих или военных деревянных парусниках с несколько подкрепленными корпусами и утепленными помещениями. Неудивительно что далеко не все выдерживали схватку с полярными льдами.

Только русский адмирал С.О. Макаров предложил исследовать Северный Ледовитый океан с мощного ледокола. В 1899 г. построенный по его проекту "Ермак" совершил два полярных похода. "Ни один корабль не отваживался входить во льды, в то время, как "Ермак" свободно прогуливался по льдам к северу от Семи ос ровов — писал Степан Осипович после тех плаваний, когда были собраны ценные материалы о гидрологии Заполярья, особенностях ледового покрова. Кстати, Макаров одним из первых применил для подобных исследований киносъемку.

В 1909 г. в России ввели в строй ледокольные транспорты специальной коне рукции "Таймыр" и "Вайгач', оснащенные всем необходимым для научных работ. В 1910 — 1915 годы на них совершили ряд экспедиций по трассе будущего Северного морского пути, был откры архипелаг Северная Земля.

В 30 — 40-е годы, когда в Советском Союзе приступили к освоению Крайнего Севера и Дальнего Востока, тем, кто изучал арктические моря, предоставляли хорошо приспособленные для полярных акваторий ледокольные пароходы, например, "Г.Седов", ледорез "Ф.Литке", а то и ледоколы, если те не были заняты проводкой караванов. А в 1934 — 1937 годах в Ленинграде построили гидрографические суда ледового класса "Мур-ман", "Океан" и "Охотск". Таким образом, именно в нашей стране создали научно-ис-следовательские суда, рассчитанные на длительные плавания на Севере.

После второй мировои войны к основательному изучению Арктики приступили и другие страны. Так, в 1953 — 1955 годах на верфи "Ингалл" для военного флота США построили "Глесьер". В основу его проекта взяли серийные ледоколы типа "Уинд", но водоизмещение увеличили до 8700 т. Силовая установка мощностью 21 тыс л.с. состояла из десяти дизелеи, работавших на генераторы, а те подавали напряжение на два электродвигателя "Вестингауз' вращавших гребные винты. До появления советского атомохода "Ленин" американский ледокол заслуженно считался самым мощным в мире. Скорость хода на чистой воде достигала 16—18 узлов. В отличие от "Уиндов", привлекавшихся к нв-учным заданиям эпизодически, на "Глесье-ре" были стационарные океанографическая и метеорологическая лаборатории, в одном из отсеков устроили хранилище для баллонов с гелием — им заполняли воздушные шары, поднимавшие аппаратуру в верхние слои атмосферы В кормовой части разместили ангар для двух вертолетов. Как и положено военному кораблю, "Глесьер" вооружили спаренными 127-мм пушками (или полуавтоматическими калибром 76 мм) и шестью 20-мм универсальными автоматами. "Глесьер" участвовал в исследованиях Северного Ледовитого океана, которые стали особенно актуальными после того, как правительство США приняло программу строительства атомного подводного флота.

В тот период внимание ученых стала все

больше привлекать Антарктида. Напомним, ее открыли в 1820 г. участники русской экспедиции на шлюпах "Восток" и "Мирный" которой руководили опытные моряки — впоследствии видные флотоводцы Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. После них в водах, омывающих берега "пятого континента", стали появляться охотники за морским зверем и китобои, за ними последовали французские, английские, американские, бель-гииские ученые. В 20 — 40-х годах нь нешне-го столетия там начали работа ь океано ра фы, но настоящее изучение Антарктиды открылось в 1957 г., в соответствии с программой Международного геофизического года. Первая советская экспедиция отправилась на крайний юг на дизель-электроходах ледового плавания "Обь" и "Лена", тогда как другим странам пришлось предоставлять своим специалистам ледоколы и обычные транспорты. Этого было, конечно, недостаточно.

В 1954 г., по заказу Аргентины, на верфи "Везер" построили ледокол "Генерал Сан Мартин", числившийся по военному ведомству, но обслуживавший Антарктический институт. В распоряжении ученых имелась отлично оборудованная океанографическая лаборатория Это двухпалубное судно с удлиненным полубаком оснастили креновыми и балластными цистернами, в носовой и кормовой частях установили грузовые краны, в надс ройке устроили ангар для гидроплана и вертолета. Дизель-электрическая силовая установка работала на два гребных винта. При необходимости аргентинский ледокол мог выручить попавшее в беду судно, вызволив его изо льда и выведя на чистую воду с помощью автоматической буксирной лебедки с тяговым усилием 40 т.

В 1965 г. на судостроительном заводе компании "Ниппон Хокай Кабусаки" завершили сборку судна аналогичного назначения с традиционным для военного флота Страны вое ходящего солнца названием "Фудзи". Его выполнили трехпалубным, с удлиненным баком, трехэтажной надстройкой с хорошим обзором с ходового мостика, форштевнем с углом наклона к горизонту в 30 градусов. За дымовой трубой расположили ангар для трех вертолетов и цистерну для авиатоплива.В носовой части перед надстройкой, разместили трюмы и рефрижераторные кладовые для имущества, которое "Фудзи" доставляет на антарктические станции. Дизель-генераторы занимают два отделения, электромоторы — одно, над ними — центральный пост управления всеми системами.

В 1983 г. известная западногерманская компания "Ховальдтверке — Дойчеверфт" начала строить, а фирма "Нобискруг" закончила судно ледового класса "Поларштерн", также предназначенное для исследований и снабжения научных баз в Антарктиде. На нем разместили все необходимое для работы геофизиков, геологов, биологов, химиков, метеорологов — лаборатории, комфортабельные помещения для 40 ученых и каюты на 30 полярников, а также трюм, вмещающий 1000 т груза. Корпус спроектировали так, чтобы он выдержал самое сильное сжатие льдов, ледовый пояс сделали шириной 435 мм. В корме и носу, как у других научно-исследова-тельских ледоколов, установили краны, над надстройкой в солидном овальном обтекателе,— антенные устройства.

Главными двигателями служат 4 реверсивных, среднеоборотных дизеля фирмы "Дойц", связанных редукторами с двумя четырехлопа-стными гребнь ми винтами регулируемого шага, помещенными в насадки. Помимо традиционных успокоителей качки и двух подруливающих устройств 'Поларштерн" оснастили

системой пневмообмыва корпуса, что должно облегчить ему движение во льдах. Но и без него немецкии ледокол уверенно преодолевает ледяные поля толщинои до 2 м. Подобно иностранным судам этого класса, "Поларштерн" оборудовали двумя вертолетами, а для проведения исследований в море или доставки ученых на берег - вместительным катером и тремя закрытыми моторными шлюпками.

...Во второй половине 80-х годов Австралия заказала финской компании "Вяртсиля" проект исследовательского ледокола, однако сделали его к 1989 г. на отечественной верфи "Каррингтон слипвейс". Двухпалубная "Ауро-ра Аустралис" предназначена для обеспечения всем необходимым антарктических баз. Усиленный корпус выполнен с двойным бортом, наклон форштевня к горизонту составляет 16 градусов. "Аурора Аустралис" способна идти через льды толщиной до 1,2 м. Два среднеоборотных дизеля марки "Вяртси-ля-Ваза-32" вращают гребной винт регулируемого шага. Если же последний будет поврежден, а то и потерян, судно не останется без хода — скорость в 5 узлов ему обеспечат два выдвижных подруливающих устройства, размещенных в кормовой части. Еще одно такое находится в носу, но используется по прямому назначению — для улучшения маневренности.

Что касается научного оборудования, то на первом австралийском ледоколе собственной постройки разместили помещения для сотни ученых, лаборатории, водолазный комплекс, ангар для пары вер олетов "Си хок". Интересная деталь — люки трюма объемом 1600 кв. м. при необходимости используют в качестве понтонов для переброски грузов с судна на берег и наоборот.

...В 70-е годы научно-исследовательский ледокол понадобился для комплексных работ в высоких широтах и Главгидрометеослужбе СССР. Судостроители взяли за основу проект портового ледокола типа Афанасий Никитин" (проект 97А). Изменили конфигурацию носовой части корпуса ниже ватерлинии, винт оттуда убрали, поскольку почти 100-лет-ний опыт мореплавания показал, что он быстро выходит из строя в тяжелых полярных льдах. Палубу в корме расширили, чтобы разместить океанографическое оборудование, надстройку увеличили, чтобы смонтировать там лаборатории и жилые помещения.

Новый ледокол назвали в честь известного ученого, исследователя Арктики, академика, Героя Советского Союза Отто Юльевича Шмидта (1891 — 1956) "Отто Шмидту" предстояло трудиться во льдах толщиной до 600 мм. Три дизель-генератора обеспечивают энергией два ребных электродвигателя, а те вращают столько же четырехлопастных винтов со съемными лопастями. В распоряжении научных специалистов имеются 15 лабораторий, 6 лебедок для исследований шахта, через которую аквалангисты-гидрологи могут опуститься под лед, не тратя времени на проделывание полыньи.

27 декабря 1977 г. первую секцию корпуса "Отто Шмидта" заложили на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде, через год спустили на воду, в августе 1979 г. ледокол поднял Государственный флаг и в следующем месяце отправился в Мурманск. Любопытно, что закладка "Отто Шмидта" состоялась через 40 лет после высадки на лед папа-нинцев (руководителем воздушной экспедиции по организации дрейфующей станции "СП-1" был Отто Юльевич), а также вступления в строй первых советских ледокольных гидрографических судов "Мурман" и "Охотск"... ■

Игорь БОЕЧИН

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 11 ' 9 5

39