Техника - молодёжи 1995-11, страница 43

Техника - молодёжи 1995-11, страница 43
ПОСЛЕДУЮТ ЛИ ЗА "АРКТИКОЙ" АТОМОХОДЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ?

Два десятилетия минуло с тех пор, как над первым серийным атомным ледоколом "Арктика" взвился Государственный флаг СССР. Этот юбилей отметили по-деловому — в апреле 1995 г. в Мурманске состоялась научно-теоретическая конференция, посвященная проблемам использования судов с ядерными силовыми установками на трассах Северного морского пути. В ее работе участвовали моряки, ученые, судостроители и представители общественности, а автору этих строк выпала честь преде авлять на ней редакцию "ТМ".

Путь атомоходов в Арктику оказался отнюдь не прямым. Это сегодня никто не сомневается, что в полярных морях им альтернативы нет, а в 60-е годы среди моряков и в руководстве Министерства морского флота было достаточно их противников, отдававших предпочтение дизель-электроходам. Поэтому первому в мире атомному ледоколу "Ленин" пришлось идти напролом, взламывая лед недоверия. А основания для сомнений были. Скажем, в ровном, как стол, припайном льду он развивает скорость, не соответствующую его энерговооруженности, уступая в этом отношении ледоколам типа "Москва" с дизель электрической установкой в 22 тыс. л.с. "Дайте нам вместо' Ленина" две "Москвы", и мы решим все свои проблемы", — твердили, например, дальневосточники. Вот что, в частности, сказал мне капитан "Арктики", Герой Социалистического Труда Ю.С. Кучиев:

— Подобного рода суждения мне довелось услышать даже от высокопоставленного московского чиновника — когда я утверждался дублером капитана на "Ленине", на котором уже проработал навигацию. Оказалось, что он был одним из активных приверженцев строительства дизель-электроходов в Финляндии и, пользуясь служебным положением, многое сделал, чтобы торпедировать программу создания атомоходов на отечественных верфях...

Впервые их противники были посрамлены, когда в проливе Вилькицкого застряли ледокол "Красин" (финской постройки) и сухогруз "Володарский",— "Ленин", развив максимальную мощность, вывел оба судна на чистую воду. Дизель-электроходам же такое оказалось не под силу... А глубокой осенью 1961 г. "Ленин" выполнил уникальную операцию, высадив на лед персонал и оборудование дрейфующей станции "Северный полюс -10", но даже тогда в кабинетах продолжалась подковерная борьба между дизель-электро-ходчиками и атомщиками. Стало ясно: ее могла решить лишь безоговорочная капитуляция одной из сторон. Послушаем Юрия Сергеевича:

— Такой случай представился в 1964 г., когда "Ленину" и шедшему с востока ледоколу "Москва' предстояло провести транспорт "Днепрогэс" через массив спрессованного сжатием льда. Суда шли на соединение встречными курсами — и из 17 миль, разделявших их, атомоход преодолел 14. А после встречи, при проводке "Москва" стала застревать, и "Ленину" пришлось неоднократно возвращаться и выручать ее... И вотв 1967 г., на коллегии Министерства морского флота, посвященной итогам юбилейной арктической навигации, первый заместитель министра Т.Б. Гуженко решительно поддержал атомщиков. Разработка проекта нового атомохода заняла более трех лет, и 3 июня 1971 г на стапеле Балтийского завода заложили "Арк-

Немало интересного и познавательного поведал мне об атомоходах знаменитый полярный капитан, Герой Социалистического Труда Ю.С.Кучиев — тот самый, который впервые в истории привел надводный корабль на Северный полюс.

тику". (Любопытный факт: в том же году "Ленин" провел в Певек вокруг мыса Арктический дизель-электрический ледокол "Владивосток" — самостоятельно совершить такой переход тот не мог. Тем не менее рутинная идеология еще дала о себе знать: именно в 1971 г. финнам бьли заказань три ледокола типа "Ермак" с дизель-электрическими силовыми установками мощностью 44 тыс. л.с.)

Кучиев вспоминает: "Спустя два дня произошло удивительное совпадение — на "Ленине" мы пересекли меридиан мыса Арктический, меня утвердили капитаном "Арктики", а 30 лет назад, именно 5 июня, я был назначен матросом 2-го класса на буксир "Василий Молоков", принадлежавший порту Диксон". Завершив навигацию на "Ленине", он в январе 1972 г., опять таки 5-го числа, приступил к своим обязанностям на строящейся Арктике". Тогда жа ему стало известно, что новый "Ермак" оборудуют системой пневмообмыва корпуса, и Кучиев предложил оснастить ею и "Арктику", но не получил поддержки. Кстати, это устройство изобрел в 1966 г. сове скии инженер Л.И. Уваров, через год такое же запатентовали и финны. Суть его заключается в том, что в район ватерлинии под давлением подается воздух, уменьшающий трение корпуса о лед. И действительно, подобная затея оправдывается летом, при положительных температурах наружного воздуха. А зимой? Корпус ледокола находится в крошеве изо льда и снега. Если его обработать еще холодным воздухом, то оно превратится в солидную ледяную 'бороду , которая намертво схватывается с обшивкой и так быстро нарастает, что способна даже остановить судно. При попытках усовершенствовать систему пневмообмыва предлагали к ватерлинии подавать отработанный пар, которого на атомоходе предостаточно, однако расход котельной воды оказался бы чрезмерным. Правда, потом появилась идея разогревать борт в том же месте тем же паром изнутри, после чего конденсировать его в холодильнике,— увы, она не была доработана.

...Приемо-сдаточный акт на "Арктику" подписали 30 декабря 1974 г., Государственный флаг подняли 25 апреля 1975 г. на рейде Таллина. В начале июня атомоход провел по Северному морскому пути на восток дизель-электрический ледокол "Адмирал Макаров" с силовой установкой в 36 тыс. л.с. В октябре 1976 г. вырвал из ледового плена ледокол "Ермак" с сухогрузом "Капитан Мышевский" а также ледокол "Ленинград" (типа "Москва") с транспортом "Челюскин". Пришедший на смену Кучиеву капитан А.А. Ламехов назвал те дни "звездным часом" нового атомохода. Но безоговорочное признание пришло к нему в 1983 г. — тогда в вое очном секторе Северного морского пути сложилась крайне тяжелая обстановка, многие суда были повреждены льдами, а выручила их 'Арктика".

Я вовсе не считаю, что дизель-электричес

кие ледоколы в Северном Ледовитом океане не нужны — работы хватает, но эксплуа ация их обходится весьма недешево. Они были построены в старые, добрые времена, когда тонна солярки стоила 47 руб. 50 коп. Теперь на эти деньги купишь разве что четверть стакана дизтоплива, а ведь ледоколы типа "Москва" и "Капитан Сорокин" в сутки сжигают до 100 т, типа ' Ермак" — около 190 т. Недаром, ко да на проводке заняты два ледокола, поблизости находится танкер, причем крупнотоннажный.

Встречаясь с Кучиевым, я, естественно, не мог обойти поход "Арктики" на Северный полюс в августе 1977 г. Позже его вояж повторили однотипные "Сибирь", ' Россия ', ' Советский Союз" и "Ямал". И хотя раньше там побывали атомные подводные лодки, это отнюдь не умаляет их достижения. Дело в том, что верхушка планеты всегда прикрыта плотным двухметровым льдом, проломить его субмарина не может, и ее командиру приходится искать разводья или полыньи и подниматься на поверхность "в районе Северного полюса". Точно выйти на него способен только ледокол.

Надо сказать, что после адмирала С.О. Макарова, проектировавшего свой "Ермак" и с этой целью, идея покорения полюса возродилась лишь с появлением "Ленина" Тогда скептики возражали: "Нельзя рисковать первым в мире атомоходом и авторитетом имени вождя". Но вот вступила в строи ' Арктика". На традиционном банкете по такому случаю известный капитан Г.О. Кононович поднял тост за то, чтобы она наконец-то осуществила давнюю мечту моряков-полярников. Далее предоставим слово Юрию Сергеевичу:

— Вернувшись с ледовых испытаний в 1975 г., я узнал, что соответствующее представление пароходства в министерство поступило, однако "сверху" потребовали обоснованных гарантий капитана в успехе задуманного похода. А тут как раз выявился технологический брак, допущенный при изготовлении лопастей гребных винтов, мы даже потеряли две из них, к тому же перегревались главные упорные подшипники всех трех валов, обнаружились неисправности системы вентиляции гребных двигателей, да и многое другое. Только 9 августа 1976 г. я отправил в Москву шифровку, в которой сообщил о готовности "Арктики" к операции. А в ответ получил телеграмму Б.Т. Гуженко, теперь уже министра морского флота: "К решению вопроса вернемся в следующем году". Борис Тимофеевич потом рассказь вал, что его доклад и мой рапорт благосклонно восприняли в Политбюро (к тому времени стало известно, что в центральный район Арктики собирается американский ледокол "Поляр стар ). Правда, были и сомневающиеся — например, академик А.П. Александров не завизировал справку о планируемом походе (но одним из первых поздравил нас с успехом). Так что Гуженко проявил немалое мужество, отстояв на Политбюро идею похода на полюс, поставив свою репутацию в зависимость от его исхода. Когда перед отплытием мы остались с ним в каюте наедине, он сказал: "В твои действия вмешиваться не собираюсь. Меня направил сюда Алексей Николаевич Косыгин (Председатель Совета Министров СССР), чтобы выработать дальнейшую стратегию арктического мореплавания и создания соответствующего флота. Работай уверенно, а если что случится, ответим вместе".

Сегодня, к примеру, мало кто знает, что пе

ТЕХ НИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 ' 9 5

41