Техника - молодёжи 1995-12, страница 4

Техника - молодёжи 1995-12, страница 4

"Весной 1993 г. "контактировал" с сотрудниками органов охраны правопорядка в Москве, на Октябрьской площади,— пишет Андрей Бодунов из Подмосковья. — Видел пластиковые щиты, дубинки- "демократизаторы "... Неужели у милиции нет более эффективных средств? Напишите".

Немного истории. Во время Мюнхенской олимпиады группа арабских боевиков совершила налет на резиденцию израильских спортсменов. У нас, в "верхах", предположили, что и на Московской олимпиаде может произойти нечто подобное, и сформировали антитеррористические подразделения, экипированные бронежилетами скрытого ношения, компактным оружием, средствами обезвреживания взрывоопасных предметов, продумали ряд мероприятий и для охраны высокопоставленных персон. Московские игры прошли без происшест

вий, однако опытом не пренебрегли, и в сентябре 1983 г. постановлением Совета Министров СССР организовали Научно-исследовательский институт специальной техники МВД.

В нем работы ведут по нескольким направлениям. В частности, занимаются созданием средств так называемой активной обороны, проектируют инженерные устройства, предназначенные для охраны объектов и сигнализирующие при появлении на них посторонних. Так, был изготовлен пульт размером с портфель-"дипломат", на который непрерывно поступает информация с датчиков, размещенных на территории предприятия. Другой пример: предположим, на постового или часового совершили нападение — и тут же включился радиосигнализатор. Разрабатывают в НИИСТ и аппаратуру кодированной и закрытой связи, чтобы если секретные переговоры подслушал тот,

Нас в первую очередь интересовало, каким же образом создаются изделия столь специфического назначения.

— В свое время мы провели анализ оперативных ситуаций, исследовали особенности одиночных и групповых преступлений, уличных беспорядков и выявили наиболее типичные,— объяснил нам руководитель одного из секторов научно-методического центра НИИСТ С.В. Хахалин,— И уже под них отрабатывали соответствующую тактику оперативных подразделений и предназначенную им технику. Разумеется, основательно познакомились и с тем, что делается в этом отношении за границей, а поскольку криминогенная обстановка в стране осложняется, нам приходится постоянно учитывать "новинки" в действиях преступников.

Что же касается общих положений, то служебное оружие сотрудников органов защиты правопорядка, с одной стороны, должно быть небольшим, приспособленным для скрытого ношения и для высокоточной стрельбы на небольших дистанциях, чтобы с его помощью быстро обезвредить злоумышленника, не причинив вреда оказавшимся рядом с ним людям. Поэтому создаются достаточно эффективные средства, в том числе такие, чье применение не вызывает летального исхода. И в то же время необходимо достаточно мощное, дальнобойное, скорострельное оружие.

К первым относится уникальное, действительно не имеющее аналогов устройство "Заря" — размером с небольшой апельсин и напоминающее гранату-"лимонку", только в отличие от нее не дающее при взрыве сотни смертоносных осколков. Ее применяют, в частности, для нейтрализации террористов, захвативших пассажирский самолет, автобус, а то и квартиру вместе с заложниками, и против толп, бесчинствующих на улицах. При взрыве "Заря" дает буквально ослепляющую вспышку и оглушающий звуковой удар, сравнимый с выстрелом из 122-мм пушки. Всего этого вполне достаточно, чтобы преступник на некоторое время, как говорят, "вырубился" и оперативники взяли бы его голыми руками. Конечно, для непричастных к злоумышленнику и случайно оказавшихся поблизости от него подобное воздействие крайне неприятно, но не вызывает у них никаких отрицательных последствий, кроме кратковременного испуга.

"Зарю" неоднократно и не без успеха применяли на практике. Скажем, в московской тюрьме "Матросская тишина" подняли бучу трое заключенных — с помощью "Зари" их незамедлительно утихомирили. Когда в Фергане начались межнациональные беспорядки, группа турок-месхетинцев покинула ставший негостеприимным кишлак, но в погоню бросились вооруженные преследователи. Перед ними с вертолетов сбросили несколько светозвуковых гранат — этого оказалось достаточным. Тогда же в тех местах боевики надумали устраивать налеты на кишлаки, используя для переездов объемистые автофургоны. Зависнув над ними, вертолетчики укладывали вокруг автомобиля несколько "зорь", и преступники в панике разбегались, побросав и оружие, и грузовик.

В НИИСТ создали и стационарную модификацию "Зари" — "Пламя". При беспорядках в городах их, подобно минам, размещают на потенциально опасных направлениях. Предположим, толпу, скопившуюся на площади, надо не только рассеять, но и направить по конкретной улице. Тогда на остальных устанавливают "Пламя" и в нужное время приводят в действие. Эффект бывает именно таким, как и рассчитывалось. Только вот почему ни "Зарю", ни "Пламя" не задействовали в Москве при октябрьских событиях 1993 г. и тем самым не предотвратили кровавую бойню?

К средствам активной обороны относятся и аэрозольные баллоны, и патроны, снаряженные веществами "Черемуха" (СиЭн) или СиЭс, чье использование разрешено Минздравом, поскольку они не наносят непоправимого ущерба здоровью человека.

При задержании персоны, вздумавшей сопротивляться до последнего, применяют устройство "Невод", из которого на расстояние 10 м выстреливается раскрывающаяся сеть, охватывающая площадь в 4 кв. м. Выпутаться из нее, мягко говоря, затруднительно и требует немалого времени, а его-то оказывается достаточным для оперативников.

Хахалин особо подчеркнул, что "Заря", "Пламя", "Невод" и другие устройства аналогичного назначения помогают быстро и надежно обезвредить злоумышленника, не нанеся ему травм и ранений. С подобной целью создавались и другие изделия.

Например, крупнокалиберный револьвер "Удар", снаряжаемый патронами с резиновой пулей, дробью или твердым

2