Техника - молодёжи 1996-01, страница 50

Техника - молодёжи 1996-01, страница 50

Ядерный взрыв на атолле Муруроа. 1 "Рейнбоу уорриор".

ющие обстоятельства трагического происшествия, узнали о случае в Хобсон-бей. Номер автомобиля указывал на фирму "Ньюменз". Последовал звонок в ее контору. Дежурившая там служащая быстро установила, что машину взяли напрокат иностранцы, супруги Тюранж. Когда они появятся, сказали детективы, поставьте нас в

"Супруги" объявились в конторе утром. Посетовали: мол, хотели побывать в столице Уэллингтоне, но поездка сорвалась, и они возвращают микроавтобус на неделю раньше. А потому нельзя ли получить обратно деньги за неиспользованный срок. Служащая пояснила, что чек на возврат денег должен иметь две подписи, и надо подождать, когда придет начальство.

Появившийся вскоре контролер Джон Хэммонд сразу сообразил, как поступить. Он скрытно позвонил в полицию, а сам стал тянуть время, делая вид, что заполняет бланки, необходимые для возврата аванса. Появление полицейских повергло "супругов" в состояние шока. Они даже не протестовали, когда на них надели наруч-

В ходе расследования обнаружилась связь четы Тюранж с экипажем "Увеа", и когда поступили сведения, что яхта прибыла на австралийский остров Норфолк, в воздух немедленно поднялся самолет новозеландских ВВС — на его борту находились детективы, эксперты-криминалисты и

фотограф. Они должны были перехватить "Увеа" до того, как она уйдет в международные воды.

Яхта оказалась на месте, но ее арендатора, дЬктора Маниге, не нашли. Оказалось, что он уже улетел в Сидней. "Увеа" тщательно обыскали и обнаружили следы взрывчатого вещества. Увы, пока велся их лабораторный анализ, яхта исчезла со стоянки. Как стало потом известно, в океане она встретилась с французской подводной лодкой, и та взяла к себе на борт ее команду. А саму "Увеа" отправила на дно. Так что когда новозеландская полиция, получив веские основания, решила арестовать эки

паж яхты, выяснилось, что арестовывать-то и некого.

Ну, а "супруги" Тюранж? Им было предъявлено обвинение в подрыве "Рейнбоу уорриор" и убийстве португальского фотографа Фернанду Перейры. Суд в Окленде приговорил майора Алена Мафара и капитана Доминик Приер к тюремному заключению сроком на десять лет.

Однако они отделались легким испугом. Вскоре Парижу при посредничестве генерального секретаря ООН удалось добиться от Уэллингтона смягчения приговора — десятилетнее тюремное заключение заменили трехлетней ссылкой на тихоокеанский атолл Хао, где расположена французская военная база. А через полтора года тогдашний премьер-министр Франции Жак Ширак распорядился и вовсе отпустить диверсантов домой — вначале Алена Мафара, затем и Доминик Приер.

История повторяется

Первый раз в виде трагедии, второй — фарса. Справедливость этого подтверждает произошедшее с новым флагманом "Гринпис" — парусником "Рейнбоу уорриор-2".

После того как в июне 1995 года Жак Ширак, уже президент Франции, объявил о предстоящем возобновлении испытаний ядерного оружия на атолле Муруроа, "Гринпис" заявила, что сделает все возможное, чтобы помешать этому. 3 июля из порта Папеэте на Гаити вышел "Рейнбоу уорриор-2" с интернациональной командой, который через неделю, в день годовщины трагической гибели своего предшественника, должен был войти в территориальные воды атолла.

На сей раз Париж решил использовать против флагмана "Гринпис" не спецслужбы, а ВМС. Поскольку время прихода "Воина Радуги" было известно, военные заранее разработали операцию по его "нейтрализации".

Как только судно пересекло границу 12-мильной зоны, на его перехват устремились четыре корабля французских ВМС. В миле от берега они настигли нарушителя, а один из кораблей протаранил нос "Рейнбоу уорриор-2", чтобы заблокировать его. На палубу парусника полетели гранаты со слезоточивым газом. Одновременно с вертолета высадилась группа захвата из нескольких десятков коммандос.

Сопротивления им никто не оказал, поскольку экипаж судна просто не ожидал подобной атаки. Тем не менее десантники действовали как в боевой обстановке: взламывали двери, выбивали иллюмина-

"зеленых" на палубу...

Дольше всех удалось продержаться Жан-Люку Тьерри. Он заперся в радиорубке со стальной дверью и вел оттуда прямой репортаж для французского ТВ. Последним, что он успел передать, было: "Дверь гудит от ударов. Вот-вот она сорвется с петель. Боюсь, что больше я не смогу ничего вам рассказать". На этом связь оборвалась.

"Пленных" доставили в жандармерию военного гарнизона на Муруроа, и когда они пришли в себя, им предложили добровольно покинуть французские территориальные воды и больше никогда к ним не приближаться. После отказа солдаты схватили строптивых активистов "Гринпис" и буквально на руках перетащили их на военный катер, затем — на борт разгромленного "Рейнбоу уорриер-2", который под конвоем был выведен подальше в океан.

А 6 сентября 1995 года атолл Муруроа содрогнулся от ядерного взрыва — первого из запланированной серии. ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ Г96

—щщ—