Техника - молодёжи 1996-01, страница 48

Техника - молодёжи 1996-01, страница 48

ной части Тихого океана зоны, свободной от ядерного оружия. А поскольку эту идею поддерживает и "Гринпис", мадемуазель Бонлье пришла сюда, чтобы получить информацию из первых рук.

Беседа закончилась тем, что очаровательная француженка предложила добровольным сотрудникам "Гринпис" свою помощь. Она могла бы заняться переводом корреспонденции, а также посылать во французские газеты и журналы материалы о деятельности участников движения за запрещение ядерного оружия. Предложение было с признательностью принято.

Впрочем, работой себя новая помощница не перегружала. Появлялась она на Ку-ин-стрит не каждый день и ограничивалась тем, что читала поступающую почту да изредка печатала письма. Зато частенько отправлялась в дальние поездки на взятом напрокат автомобиле. Она говорила, что просто в восторге от красот здешнего побережья, и поэтому не жалела пленки, фотографируя пляжи, заливчики и бухты, от-. правляя затем снимки вместе с картами и брошюрами своим друзьям в Париж.

Поскольку у "Гринпис" нет ни от кого секретов, Фредерик Бонлье пользовалась неограниченным доступом к любым документам организации, при ней свободно говорили обо всех делах. И когда 15 мая пришел пакет с подробным сообщением о порядке проведения "тихоокеанской миссии мира", вместе с остальными сотрудниками "Гринпис" в обсуждении предстоящей акции участвовала и она. А неделю спустя француженка распрощалась со своими гостеприимными знакомыми и отбыла на Таити, пообещав вернуться в сентябре.

Однако на конференции географов в Па-пеэте, административном центре Таити,

Начальник Гпавного управления внешней безопасности Франции адмирал Пьер Лакост.

"Супруги" Тюранж — капитан Доминик Приер (слева) и майор Ален Мафар.

Жертва секретной операции — португальский фотограф Фернанду Перейра.

Яхта "Увеа".

Экипаж яхты "Увеа" (слева направо): ее арендатор, доктор Ксавье Маниге, ее капитан, старший лейтенант Ролан Верж, младшие офицеры Жан-Мишель Бартло и Жерар Андрие.

Бонлье так и не появилась. Вместо этого она прямо с аэродрома направилась во французское консульство, где ее, негласную сотрудницу ГУВБ, лейтенанта Крис-тин-Югетт Кабон, уже ждал шеф-контролер, некто капитан Анри из отдела оценки разведывательной информации. Он специально прилетел из Парижа, чтобы получить отчет "научного работника Фредерик Бонлье", поскольку ей самой в целях конспирации предстояло отправиться в Израиль — якобы на археологические раскопки.

Пока "географ" вела разведку места предстоящей операции, в Главном управлении внешней безопасности в Париже тоже не сидели сложа руки. По заданию адмирала Лакоста там разрабатывался план нанесения упреждающего удара, чтобы сорвать "миссию мира". Одним из главных участников намечаемой диверсии стала Доминик Приер, первая женщина, когда-либо включавшаяся в состав "оперативного подразделения" ГУВБ. Эта 36-летняя стройная, привлекательная брюнетка была опытным нелегалом. Она уже не раз внедрялась в ряды сторонников движения мира в Западной Европе. А когда в 1982 году ей присвоили звание капитана, Доминик уже успела отличиться в тайных операциях на Маврикии, в Тунисе и Марокко. Под стать Приер был и ее напарник, белокурый гигант майор Ален Мафар. До зачисления в "оперативное подразделение" он прошел подготовку авиадесантника и морского пехотинца, в качестве негласного сотрудника ГУВБ выполнял "деликатные" задания в Ливане и некоторых странах Африки, включая Чад. По разработанной легенде, Доминик Приер и Ален Мафар должны были стать "молодоженами" и отправиться в "свадебное путешествие" по Новой Зеландии со швейцарскими паспортами, где Мафар значился как менеджер Ален Жак Тюранж, а его "супруга" —• как преподавательница социологии Софи Фредерик Тюранж.

Но эта пара составляла только часть оперативной группы, получившей условное название "ячейка К". Специалисты из ГУВБ, планировавшие операцию, пришли к выводу, что взрывчатку и легкое водолазное снаряжение, необходимые для диверсии, надежнее всего провезти в Новую Зеландию на борту яхты. А для таких случаев

НИ

у французской разведки было выработано правило: привлекать "добровольцев" со стороны, чтобы избежать дипломатических осложнений в случае провала.

Свободно практикующий врач Ксавье Маниге был до кончиков ногтей человеком действия и очень любил практиковаться в этом качестве: лихо водил шикарный "порш", умело пилотировал собственный спортивный биплан, прыгал с парашютом, обожал охоту и погружения с аквалангом.

В начале мая Маниге вдруг заявил друзьям, что намерен поучиться ходить под парусами на Тихом океане и для этого на

нял яхту "Увеа" — быстроходный парусник крейсерского класса. Его капитаном был Ролан Верж, имевший звание старшего лейтенанта. Из 15 лет своей военной службы 11 он провел в Главном управлении внешней безопасности. Числившиеся в экипаже "Увеа" Жан-Мишель Бартло и Жерар Андрие были младшими офицерами, ветеранами школы боевой подводной подготовки ГУВБ. Формально все они ушли с действительной службы, хотя продолжали оставаться в "действующем резерве".

Через несколько дней команда "Увеа" вылетела в Нумеа. Агентов сопровождал руководитель операции подполковник Луи-Пьер Дийе, делавший вид, что не знаком с яхтсменами. Он хотел лично проследить, не возникнут ли какие-либо подозрения в отношении "Увеа" — ведь на борт предстояло тайно переправить взрывчатку, — и в случае необходимости воздействовать на местные французские власти. Поэтому в течение недели, пока экипаж готовился к 1000-мильному океанскому переходу, Дийе оставался в Нумеа.

В пятницу, 28 июня 1985 года, яхта "Увеа" благополучно достигла восточного побережья острова Северный Новой Зеландии и на моторе поднялась вверх по реке к городку Фангареи. Впереди был самый рискованный и ответственный этап операции. Но четверым опытным и прекрасно тренированным агентам ГУВБ миссия представлялась чем-то вроде увеселительной прогулки, не требующей особых хлопот. Они взяли напрокат голубой "хол-ден коммодор" и проводили целые дни в экскурсиях по острову.

В ту же пятницу, когда "Увеа" бросила якорь у Фангареи, в оклендский аэропорт Венуапаи прилетели "молодожены" Тюранж — майор Мафар и капитан Приер. На следующий день в отеле, где они остановились, появился еще один путешественник —■ француз, записавшийся в книге регистрации как Жан-Луи Дормон. Позднее в нем опознали подполковника Дийе, начальника школы подводных диверсантов в Аспретто на Корсике. Для посторонних выглядело

вскоре познакомились и затем вместе отправились путешествовать по острову на бело-голубом микроавтобусе, взятом "молодоженами" напрокат в фирме "Ньюменз".

1

В конце концов их автобус как бы случайно подкатил к мотелю в Фангареи, где жили "яхтсмены".

Весомые улики

При проведении за границей тайных операций, особенно силовых, первое правило для участников — не оставлять следов. Ведь если впоследствии полиция установит личности тех, кто стоит за такой акцией, это может не только свести на нет ее результаты, но и вызвать международный скандал. Сотрудники Главного управления внешней безопасности Франции прекрас-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ Г96

Q