Техника - молодёжи 1996-03, страница 31

Техника - молодёжи 1996-03, страница 31

ком слабо их поле. Однако, пользуясь более мощными магнитотерапевтическими средствами (о них речь ниже), нельзя не взвешивать все "за" и "против".

ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ. Серьезные медицинские руководства по физиотерапии содержат множество ПОКАЗАНИЙ к применению магнитных полей (при ревматоидных заболеваниях, заживлении переломов костей, тромбофлебитах, хронических воспалительных процессах; на некоторых стадиях гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний, при хронической венозной недостаточности и т.д.), но так же четко они оговаривают и ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (те же гипертония и сердечно-сосудистая недостаточность, но 3-й стадии; беременность, низкая свертываемость крови).

Поэтому бесконтрольное магнитное самолечение, для которого сегодня "открыты все шлюзы", может оказаться в конечном счете опасным, даже если на какое-то время магнитный стимулятор повысит, к примеру, вашу мужскую потенцию.

Магнитное поле — серьезнейший инструмент воздействия на организм и его системы. Особенно чувствительны к нему кора больших полушарий головного мозга, область гипоталамуса (а она как раз под затылком), некоторые железы.

При воздействии магнитного поля на ткани организма происходит переориентация биомакромолекул, меняется скорость многих биохимических процессов. Все это необходимо ясно понимать и обязательно советоваться с врачом, прежде чем экспериментировать на себе с помо-

1. Пациент перед обследованием на МР-томо-графе "Образ".

2. -Магнитотурботрон-2М- внешне, вроде бы, напоминает MP-томограф, но и назначение у него иное, и принципы действия.

3. Мал "Невотон" и не очень дорог, но приносит порой большую пользу.

4. Аппарат "ЭДМА" внешне похож на телефонную трубку. Он воздействует на больной орган постоянным и переменным магнитными полями и заодно — "теплым" инфракрасным излучением.

щью тех или иных магнитных устройств и систем.

Но, поскольку в нынешних наших условиях обеспечить медицинский контроль каждого магнитолечения совершенно не реально, то, покупая даже "Невотон", не говоря уже о более мощных источниках магнитных и электромагнитных полей, необходимо обязательно требовать подробную инструкцию к нему и действовать строго по ее прописям.

«ЭДМА» С НАСТАВЛЕНИЯМИ. Пример серьезного подхода к магнитотерапевтиче-ским устройствам домашнего назначения показала московская фирма "ЭДМА", На ее стенде можно было не только приобрести одноименный прибор, но прежде — испытать его на себе здесь же, на стенде, под контролем изобретателя прибора Эдуарда Борисовича Максимова (или его помощников) и врача.

Опытнейший, как оказалось, специалист по промышленной электронике, кандидат наук, он "купил" меня прежде всего скрупулезнейшим опросом (что болит, чем болел раньше, нет ли гипотонии и т.д.). А уж во вторую очередь — информацией о том, что его прибор прошел все стадии испытаний, имеет патент Российской Федерации и серебряную медаль 43-го Всемирного салона изобретений "Эврика" в Брюсселе.

Так общался Максимов не только с корреспондентом "ТМ", любого потенциального пациента он, прежде чем пригласить на 15-минутный сеанс магнитотерапии, дотошно расспрашивал о состоянии здоровья и возможных противопоказаниях (перечис

ленных выше). А потом прикладывал к болевой точке головку аппарата размерами с телефонную трубку...

Работает "ЭДМА" от электросети. При включении в сеть к постоянному полю 4 скрытых в "наушнике" ЭДМЫ магнитов добавляются вихревое переменное магнитное поле и поток инфракрасных лучей. Воздействие их на больной орган получается комплексным и потому эффективным в 88% случаев (цифры из отчета о клинических испытаниях). Аппарат может работать в 4 разных режимах, устанавливаемых с помощью 3 кнопок. Режим выбирается в зависимости от заболевания и степени его тя-

Чаще всего посетители максимовского стенда лечили-подпечивали радикулиты, артриты и мелкие травмы. Первые 5 мин воздействовали полями на

соответствующий сектор позвоночника, вторые — на наиболее болезненную точку, прижав к ней центр "наушника". Затем сам больной потихоньку, по сантиметру, продвигал прибор вдоль нерва, например, от нижних спинных позвонков вдоль по ноге. Одновременно с постоянным и переменным магнитными полями на больной орган действовали легкий массаж и прогревание ткани "теплыми"инфракрасными лучами. В результате "ЭДМА" оказывала одновременно обезболивающее, противовоспалительное, заживляющее и успокаивающее действие. У большинства пациентов (я потом созванивался с тремя из них) после одного или нескольких сеансов боль в позвоночнике и суставах уменьшалась, а со временем (все трое стали владельцами аппарата) воспалительный процесс и вовсе затих. Правда, как отмечали двое из трех, первые сеансы магнитотерапии вроде бы даже активизировали его, но позже стойкий положительный эффект отслежен во всех трех случаях.

При других заболеваниях и при травмах триединое воздействие аппарата постепенно уменьшает отеки, способствует быстрому заживлению ран и гематом (кровоподтеков).

Патентная новизна аппарата — прежде всего в нетрадиционной структуре образуемого магнитного поля. Потому испытания, проведенные в 1993—1995 гг. в Главном

им. Н.Н.Бурденко, Московском городском артрологическом центре и Российском научном центре реабилитации и физической терапии, дали названный выше результат: 88% удач при отсутствии противопоказаний, А пациенты в тех учреждениях были, надо полагать, не с самыми простыми диагнозами.

Как и магнитотурботрон, физиотерапевтический аппарат "ЭДМА" уже выпускается серийно. Тут помогло старое правило: не было бы счастья... Но не буду описывать здесь эту историю.

Для меня важнее другое: если кто-то из посетителей выставки хотел купить прибор, Эдуард Борисович извинялся за отсутствие (тогда) упаковки и обязательно снабжал покупателя подробнейшей — 9 страниц! — инструкцией по применению аппарата.

Как опытный инженер, он отлично знает, что магнитные поля — инструмент обоюдоострый. Значит, обращаться с ними надо серьезно и — грамотно! Он — не врач, но помянутое выше первое медицинское правило соблюдал, я бы сказал, с профессорским занудством. Тот редкий случай, когда занудство — благо.

Эдуарду Борисовичу и его аппарату — верили. Даже те, кто по недостатку знаний не мог реально оценить достоинств сочетанного воздействия. ■