Техника - молодёжи 1996-03, страница 36

Техника - молодёжи 1996-03, страница 36

мать о составлении графика занятий. Приходится считаться и с тем, что во время упражнений вся станция ходит ходуном, значит на этот период не стоит планировать особо точные эксперименты,..

Очередной вопрос: когда и как космонавтам спать? Поначалу и здесь преобладал "скользящий график": считалось, что кто-то постоянно должен находиться на вахте. Кроме того, если часть экипажа посменно бодрствует, число спальных мест можно делать меньшим. Однако на практике выяснилось, что работоспособность людей при таком распорядке ухудшается. Никто не может толком выспаться, когда рядом другие занимаются какими-то делами — ведь станция и по сей день не поделена на отдельные каюты. В итоге было принято мудрое решение: пусть отдыхает весь экипаж сразу. При необходимости их разбудит автоматика или дежурные операторы ЦУПа с Земли,

Спать в космосе в принципе можно где и как угодно — на потолке, стоя или просто зависнув в воздухе... Однако космонавты, как правило, отдыхают в гамаках, пристегнувшись привязными ремнями. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Это заметил еще писатель-фантаст А.С.Беляев. Помните, Ариэль однажды заснул в воздухе и ветер занес его так далеко, что он потом с трудом отыскал дорогу обратно?.. На станции, конечно, не заблудишься. Но мало приятного и очнуться рядом с вентилятором, куда спящего непременно притянет воздушный поток.

Вентилятор же работает круглосуточно потому, что иначе в космосе не решить проблему воздухообмена; привычные на Земле процессы конвекции в невесомости не действуют. Даже пот, выделенный на тренировках, собирается на теле крупными каплями-горошинами, удалить которые можно лишь полотенцем.

Поэтому, кстати, и утреннее умывание на орбите непохоже не земное. Космонавты просто протирают лицо и руки салфетками, пропитанными специальным лосьоном. Зубы чистят электрической зубной щеткой. В США для таких целей сконструирована даже специальная щетка-тюбик. Нажмешь на ручку, и на щетинках появится нужное количество пасты.

Бреются космонавты электробритвами со специальными насадками для вакуумного отсоса срезанных волос.

ЧЕМ ДЫШАТЬ? И проблема распорядка — еще не самая трудная. Когда в 1975 г. проводилась первая международная экспедиция "Аполлон-Союз", специалистам пришлось согласовывать не только параметры стыковочных устройств ( для этого послужил специальный переходной модуль), но и ...состав атмосферы. Дело в том, что американцы тогда применяли на своих кораблях практически чистый кислород при пониженном давлении; у нас же использовали воздух. И при стыковке пришлось прибегнуть к некоему "среднему арифметическому": понизить давление в отсеке нашего корабля, добавив кислорода, и повысить его в американском за счет введения азота. Ныне, правда, американцы сочли за благо перейти на воздух; кислородная атмосфера, кроме всего прочего, еще и очень пожароопасна. Так что эта проблема, как будто, снята. Зато остались другие.

Человек, как известно, при вдохе забирает из окружающего воздуха некую толику кислорода, выделяя взамен при выдохе такое же количество углекислого газа. Кроме того, все мы — существа теплокровные; излучаем в пространство энергию, а также влагу в виде водяного пара.

На Земле выдыхаемый углекислый газ опускается вниз под действием сил гравитации, поскольку имеет большой удельный

вес. А нагретый телом водяной пар, напротив, поднимается вверх, конденсируясь затем в верхних слоях атмосферы. В невесомости же такая механика бездействует; поэтому , чтобы люди не задохнулись и не перегрелись, денно и нощно должны работать вентиляторы. Кроме того, в вентиляционный цикл приходится включать теплообменники, поддерживающие температурный баланс, и специальные регенераторы, которые забирают из воздуха излишнюю углекислоту, добавляя необходимое количество кислорода.

Сконденсированые водяные пары потом используются , скажем, для мытья рук, работы душевой установки...

О ЕДЕ, ПИТЬЕ И Т.Д. Пить и есть в невесомости научились довольно быстро. Да и то сказать, невелика хитрость — выдавить себе в рот содержимое пластиковой тубы. Однако полеты становились все более длительными, и то, что было приемлемо при нахождении в космосе несколько суток, уже не годилось для длительной жизни в невесомости. Кому хочется месяцами потреблять пищу, более пригодную, пожалуй, для грудного младенца?

Космические рационы стали составлять из обычных земных продуктов. Только пакуют их по-особому. Буханки хлеба, например, такие микроскопические, чтобы каждую можно было отправить в рот одним махом. Иначе крошек не оберешься. И они бу-

пути.

эздухе,

дут nj хательж

Небольшими порциями, paccL на единовременное потребление, расфасованы мясо, сыр, рыба и т.д.

Наибольшие хлопоты, пожалуй, оказались связаны с водой. Представьте себе ситуацию: пластиковый баллончик с трубкой и загубником, из которого влага выдавливалась прямо в рот, опустел. Что делать? На Земле — никаких проблем: подставил баллончик под кран и наполнил его снова. А вот когда А.А.Серебров и А.С.Викторенко попробовали осуществить подобную операцию в космосе, то жидкость, пущенная струей прямо в горлышко емкости, начала выталкивать из сосуда воздух. А вместе с ним и капли влаги, попавшие с первой порцией... Словом, жидкость как бы сама себя выдавливала из сосуда и его никак не удавалось заполнить. Так что пришлось, в конце концов, пойти на хитрость. Тонкую струйку направляли на стенку сосуда, а там в дело вступали силы поверхностного натяжения. Жидкость, смачивая стенки, прилипала к ним, и сосуд заполнялся.

Сама по себе вода, доставляемая на орбиту, тоже потребовала определенных забот. Во-первых, из нескольких десятков источников водоснабжения в Москве и Подмосковье, только две скважины удовлетворили полному перечню предъявляемых санитарных требований. Во-вторых, даже такая, сверхчистая вода, если хранить ее месяцами, может протухнуть. Чтобы избежать этого, специалистам пришлось изучать опыт отцов церкви, обеззараживать ее, например, с помощью ионов серебра.

Душ в космосе принимают так. Душевая представляет собой малую аэродинамическую трубу с пластиковыми стенками и водонепроницаемой молнией-застежкой. Через трубу прокачивают теплый влажный воздух — оц-то и омывает тело. Использованная вода собирается в специальных контейнерах, очищается и затем используется повторно.

Когда принимают душ, обязательно прикрывают глаза герметичными очками, как у пловцов. Иначе мыльная вода обязательно попадет в глаза; ведь она, из-за того же поверхностного натяжения, сплошным слоем обволакивает все тело. А дышат при этом через специальный шланг с загубником, как у аквалангистов.

Еще одна существенная проблема связана с "обратным продуктом", т.е. калом и мочой. Сотрудники НПО "Звезда", занимавшиеся космической ассенизацией, рассказали нам немало анекдотов на эту тему. Ну а если говорить серьезно, отсутствующую силу тяжести удалось заменить вакуумным отсосом, применить и другие хитрости. В результате стоят космические унитазы астрономические суммы. Американский, к примеру, обошелся в 23 млн дол. (подробности см. в ТМ" № 9 за 1994 г., с.49)

СИДЕТЬ ТУТ НЕ ПРИХОДИТСЯ. В невесомости, как вы уже поняли, нет разграничения на "верх" и "низ". Оборудование с одинаковым успехом можно размещать не только на полу, но и на стенках, потолке. Для облегчения ориентировки внутренние поверхности станции красят в разные цвета — кремовый, салатовый, коричневый, серый.

Если на Земле возле каждого рабочего места обычно ставят стул или кресло, то в космосе сидеть так же неудобно, как и стоять. Работающие попросту висят в воздухе. А чтобы их не сносило в сторону потоком воздуха или отдачей при движении руками или ногами, всякий раз приходится фиксироваться — просовывать ноги в специальные лямки, или , на худой конец, держаться за поручень.

Выполнив очередную работу, космонавты сообщают о ее результатах на Землю, пользуясь наголовными гарнитурами с микрофоном и наушниками, а самые важные сведения записывают в бортовой журнал. Кстати, как вы думаете, годятся ли в космосе обычные шариковые ручки? Оказывается, нет, поскольку паста к шарику поступает опять-таки под действием силы тяжести. Для космонавтов сконструированы капиллярные ручки, в которых используются все те же силы поверхностного натяжения, или шариковые ручки с "наддувом", когда паста нагнетается поршнем с пружинкой.

Ручки, карандаши и иные инструменты приходится к себе привязывать, например, с помощью тонких лесок, завитых спиралями. Иначе ищи-свищи их по всему отсеку.

В невесомости удобнее не ходить, а как бы плавать, точнее — летать, отталкиваясь руками и ногами от стенок. В.И. Севастьянов как-то демонстрировал шерстяные носки, продранные на мизинцах, — именно мизинцами ему оказалось удобнее всего отталкиваться при передвижении.

Не совсем обычны в космосе и позы. Нейл Армстронг в свое время пошел по Луне "походкой усталой обезьяны" — полусогнувшись. Та же поза, как показал опыт, удобна и в невесомости. Теоретики объяснили почему — таким образом человек стремится оставить центр масс своего тела в привычном месте.

ЛИЧНОЕ. Ничто человеческое не чуждо космонавтам. У них есть свои привычки, странности и т.п. Кое-кто не в силах бывает расстаться с любимыми вещами, своего рода амулетами. Поначалу начальство пыталось бороться с подобными проявлениями, издавая категорические приказы: "На борт — ничего лишнего не брать!.." Но приказы эти, как часто бывает, помогали мало, и в конце концов на них махнули рукой. Более того, ныне космонавтам официально разрешают брать в полет личные вещи — книги, фотографии близких, аудио- и видеокассеты...

Некоторые этим разрешением пользуются весьма своеобразно. Один из наших космонавтов, например, под великим секретом поведал, что был первым, кому удалось провезти на орбиту спиртное. "Для снятия стрессов — отличная вещь,"— пояснил он. Но категорически отказался сообщить, как ему это удалось: "Способ надежный, еще другим пригодится..." я

Т Е X Н И К А - М OJJJl ЕЖИ 3' 9 6