Техника - молодёжи 1996-03, страница 51бедренными повязками, со священными свистками-флейтами на груди, "вакан" выстраивались в цепочку и шли навстречу стреляющим в них людям. При этом стрелы гнулись и ломались, а пули падали на землю, оказываясь сплющенными. На телах же "вакан" не находили никаких повреждений. В трудах историков и этнографов прошлого века имеется немало описаний подобных случаев (например, в книге Дж.Б.Гриннела "Сражающиеся чейен-ны"). Отмечены они и в наше время. Так, в печально знаменитом местечке Вун-дед-Ни в Южной Дакоте весной 1973 года произошел вооруженный конфликт меж ду индейцами сиу и правительственными войсками. Во время многочисленных перестрелок были человеческие жертвы, но в священное типи индейцев, стоявшее посредине поселка, не попала ни одна пуля... — Байки! — скажут скептики. — Выдумки жадных до сенсаций писак да выживших из ума стариков-индейцев. Что ж, отчасти может быть. Известно, что пожилые индейские информаторы любили поводить за нос назойливых газетчиков и дотошных исследователей. Они частенько приукрашивали события минувших лет, кое-что подзабывшееся дополняли собственными фантазиями, а порой и плели откровенные небылицы. Иногда не очень опытным был переводчик, а иногда обходились при помощи только языка жестов. Да и писавшие впоследствии книги "бледнолицые" авторы были непрочь приврать. Однако сообщений очевидцев о неуязвимости индейских воинов и шаманов слишком много, чтобы считать все ложью и отмахнуться от факта. Даже если взять в расчет, что чистой правды в сообщениях лишь половина или хотя бы десятая часть, то и этого с лихвой хватит для серьезного подхода к вопросу. Как бы там ни было, мы имеем дело с необычным, можно сказать, таинственным явлением, и давайте попробуем в нем разобраться. А подзаголовком к нашему небольшому исследованию пусть будет русская поговорка, но со знаком вопроса: Смелого пуля боится? Пожалуй, можно выделить три способа быть неуязвимым, известные индейцам. Это: 1) физическая защита, то есть пуленепробиваемая одежда или предметы, 2) защитные предметы, или амулеты и 3) личная магия, обладание какой-то загадочной силой, противостоящей стрелам и пулям. 1. Самым популярным средством индивидуальной защиты был щит из толстой бизоньей кожи, которую брали с шеи быка и подвергали термической обработке, После этого она становилась еще толще и плотнее. Такой щит не пропускал не только стрелы, но и пули, выпущенные из старых кремневых ружей. Вращая щит и держа его под разными углами (что заставляло пули рикошетить), индеец на резвой лошади становится довольно труднопоражаемой целью. В более древние времена воины использовали защитные панцири, изготовленные из нескольких слоев кожи, которые смазывались смесью клея с песком. Такой "бронежилет" успешно противостоял стрелам, но от пуль практически не защищал. Довольно редкая вещь, но все же хорошо известная индейцам, — металлические доспехи, доставшиеся им от испанских конкистадоров. Некоторые воины имели щиты, шлемы, кирасы, кольчуги, мечи, которые бережно хранили и передавали из поколения в поколение. А воин чейеннов Спускающийся На Облако обладал даже полным комплектом доспехов — был с ног до головы закован в латы и вооружен мечом, за что удостоился второго имени — Железная Рубаха. Некоторые воины носили на груди большие медали, огромные мельхиоровые кресты, пекторали и другие украшения из металла, которые могли защитить от стрелы или срикошетить пулю, выпущенную из кремневого ружья. Однако в большинстве сообщений сказано, что обычно воины не имели какой-то особой защиты; она тем более становилась ненужной при появлении нарезного оружия — мощные винтовки типа "Шарпе", "Спенсер", "Винчестер" пробивали любые латы и щиты. Таким образом, "бронежилеты" и подобные им средства защиты не могут помочь нам в объяснении сути такого феномена, как неуязвимость индейских воинов. Однако будем помнить и о них. 2. Многие из "неуязвимых" обладали каким-то магическим предметом, который во время боя оберегал их от вражеских пуль. У Римского Носа это головной убор из перьев, у Бешеного Коня — "волшебный" камень и чучело сокола, которое он носил в волосах, у Черного Лося — священный лук. Кроме индивидуальных оберегов были и талисманы, принадлежавшие целой группе людей или даже всему племени. Например, у сиу было четыре так называемых "паутинных" щита, которые представляли из себя всего-навсего обручи, оплетенные (кактеннисные ракетки) ремешками. Хотите верьте, хотите нет, но такой щит не пропускал ни стрелы, ни пули. А у чейеннов имелся и вообще удивительный предмет — "возвратитель", обладавший свойством останавливать стрелы и пули и даже возвращать их назад! Это простой кусок выделанной кожи, украшенный человеческими скальпами. Известны случаи, когда воины, держа "возвратитель", бросались под обстрел врагов, но оставались совершенно целы. Такой фетиш и поныне находится в типи в поселке Лейм-Дир (резервация северных чейеннов, штат Монтана). Может быть, в индейских магических оберегах скрыта какая-то непонятная и пока недоступная современной науке сила, способная воздействовать на другие тела непостижимым для нас образом? Ведь в европейских культах есть предметы, обладающие подобной силой. Вспомним хотя бы магические кристаллы, карты таро, иконы, крест, святую воду... 3. Однако самое важное в деле "неуязвимости" — личность, Все без исключения "вакан" — духовные либо военные лидеры, цвет племени, люди с незаурядными природными способностями. Даже "непробиваемое" типи в Вундед-Ни 1973 года было местом проведения культовых церемоний, которыми руководил современный религиозный лидер сиу — Вороний Пес. Перед боем или демонстрацией своей силы "неуязвимый" проходил, как правило, длительную подготовку, которая включала очищение в парильне, пост, молитвы. Обычно такой человек отличался от других одеждой, поведением, соблюдал особые табу и был как бы не от мира сего. Именно умение переходить в "иной" мир и являлось особенностью этих людей. И в таком состоянии они становились "неуязвимыми". Вот что говорит по этому поводу Черный Лось: "Когда Бешеный Конь шел сражаться, то Бешеный Конь. "Паутинный" щит. Крест и пектораль из мельхиора. Т Е X Н И К А - М ^Л j}jl ЕЖИ 31 9 6 |