Техника - молодёжи 1996-05, страница 35ный саботаж "помощников", вовсю эксплуатировавших молодость и неопытность своего начальника, значительно затормозили дело. Когда до конца отпущенного срока осталось два месяца, Витберг обратился к царю с просьбой оказать ему содействие. Александр поддержку гарантировал... и 19 ноября 1825 г. умер. Преемник его, Николай I, решил пресечь казнокрадство (и предотвратить назревавший скандал) путем прекращения самого строительства. В мае 1826-го объект законсервировали; его создателя вскоре отдали под суд... А в феврале 1830-го на российском архитектурном небосклоне взошла звезда Константина Андреевича Тона — шотландца или швейцарца по происхождению, молодого профессора Флорентийской академии художеств, члена-корреспондента Римской археологической академии. На новый конкурс, объявленный правительством Николая I, он обязался представить проект не позднее чем через 5 месяцев (Стасов обещал выполнить работу за год), Император утвердил его. Немногим позже постановили перенести место стройки с Воробьевых гор в центр Москвы — туда, где стоял Алексе-евский монастырь. Император поручил Тону руководить строительством, но — учтя печальный опыт Витберга — назначил умелых и исполнительных помощников. Среди них были архитекторы А.И.Резанов, А.С.Каминский, С.В.Дмитриев, В.А.Косов, Д.И.Гримм, Л.В.Даль, каменных дел мастера Корнелий Абросимов и Матвей Филиппов... Сооружение "кафедрального во имя Христа Спасителя собора" продолжалось более 40 лет: 24 сентября 1839 г. состоялась его торжественная закладка, а 26 мая 1883-го — освящение в присутствии августейших особ. Правда, внутреннюю отделку закончили еще в 1881 г., но ждали официальной коронации нового императора Александра III — к ней предполагалось приурочить крестный ход... Незадолго до завершения строительства, весной 1880-го, к подножию собора, сверкавшего золотом куполов и крестов, принесли носилки с древним стариком. Тот хотел подняться, чтобы по ступеням взойти в храм, но не хватило сил — так и остался лежать, глядя на него сквозь слезы, застилавшие ему глаза... Это была последняя встреча зодчего со своим любимым детищем. Тон умер в 1881 -м, не дожив двух лет до освящения. ПЛЕВОК ИСТОРИИ Разрушению храма Христа Спасителя посвящено множество исследований. Сотни раз цитировались гадкое заявление "железного наркома" Кагановича насчет "подола матушки-России" и теоретические умствования его родственника архитектора Иофана по поводу ничтожной якобы художественной ценности здания. В генплане реконструкции Москвы, принятом в 1935 г., есть такие слова: "...мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм. Старое — мусор, который надо выметать и возводить такие сооружения, на фоне которых Кремль кажется плевком истории". В конкурсе проектов Дворца Советов участвовали крупнейшие зодчие: Алабян, Гинзбург, Жолтовский, Иофан, Щусев, из зарубежных — французы Ле Корбюзье и Перре, итальянец Бразини, американцы Лэмб Урбан и Гамильтон, немцы Мендельсон, Гроппиус и Пельциг. Представленные работы охватывали все разнообразие стилей от классицизма до Моисеевича, крепко струхнуло и интенсифицировало работу. Новая серия взрывов довершила дело... ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ 29 сентября 1989 г. только что созданный Фонд восстановления храма Христа Спасителя обратился к соотечественникам с воззванием: "Время пришло соби- конструктивизма; были и курьезные предложения — здания в виде звезды, серпа и молота, турбины... Но победила идея малоизвестного архитектора Куца-ева, выданная Иофаном за свою. Вот как это случилось. Однажды Куца-ев скучал на совещании архитекторов и от нечего делать рисовал в блокноте наброски Дворца Советов. Один из них — наиболее, на его взгляд, удачный — он показал сидевшему рядом Иофану. Тот посмотрел, скривился: мол, не та композиция. А 10 мая 1933 г. огласили решение жюри конкурса: принять за основу проект Иофана. Заглянув в него, изумленный Куцаев узнал собственный набросок — правда, со следами "руки мастера". ...Когда в 1931 г. храм рушили, он устоял после первых двух взрывов, и собравшиеся вокруг верующие возликовали: "Явил Господь силу Свою! Уцелел Храм от козней антихристов!" Они не знали, что взрывы разрушили два пилона из четырех и главный купол держался только на двух диаметрально противоположных опорах... Руководство Союзвзрывпрома после нахлобучки, полученной от Лазаря рать камни, собирая народ. Мы призываем каждого гражданина России стать вместе с нами для восстановления национальной святыни!" Почти сразу начали поступать пожертвования: на первых порах робко, затем по нарастающей. К 1995 г. Фонд собрал около 300 млрд рублей и 60 тыс. долларов — абсолютный рекорд в истории доброхотных даяний! Чемпионом среди одиночек, по сообщениям столичной прессы, признан некто в кашемировом пальто, имени своего не сообщивший. Он принес 10 ООО долларов наличными и удалился. Среди предприятий лидируют Инкомбанк (10 млрд руб. в золотых слитках), банк "Столичный" (4 млрд), ЦУМ (1 млрд). Возрождение храма началось с разработки градостроительной концепции. На первых порах мало кто верил в реальность проекта; то, что его все-таки довели до стадии воплощения, — заслуга руководителя 9-й мастерской Моспроекта-2 Игоря Анатольевича Покровского и его коллег-архитекторов, прежде всего Бориса Михайловича Могильникова и Павла Александровича Мурашева. В сентябре 1994-го демонтировали "Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузный архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы..." Справа — архивный документ, места заложения взрывчатки. Спасителя» ТЕХНИКА-М ^OJ Е Ж И 5' 8 6
|