Техника - молодёжи 1996-05, страница 34ПАДЕНИЕ ВИТБЕРГА И ВЗЛЕТ ТОНА Мысль об увековечении подвига русского народа в Отечественной войне 1812 г. носилась в воздухе. Спорили о том, какой вид должен иметь памятник. Одни предлагали обелиск, другие — пирамиду, третьи — колонну... 17 декабря 1812 г. статс-секретарь по принятию прошений на высочайшее имя П.А.Кикин писал государственному секретарю А.С.Шишкову: "Провидение Божие помощью веры и народного усердия спасло нас; Ему благодарность... Сердце мое и ум согласно требуют воздвигнуть храм Спасителю в Москве... который один может во всех отношениях удовлетворить ожиданию каждого". Письмо передали императору Александру, а спустя всего 8 дней был обнародован его манифест. Таким образом, автором идеи храма-монумента неоспоримо является Петр Андреевич Кикин — один из приближенных царя и, кстати, активный участник шишковского кружка "Беседа любителей русского слова". В 1813 г. объявили официальный конкурс на лучший проект храма. В нем приняли участие виднейшие архитекторы: В.П.Стасов-старший, Дж. Кваренги, А.И.Мельников, А.Н.Воронихин... Всего поступило 20 проектов, но государь отдал предпочтение работе совсем молодого и никому тогда не известного Александра Лаврентьевича Витберга. В декабре 1815 г. монарх вернулся из триумфального заграничного похода, и в доме князя Голицына на Фонтанке состоялась его встреча с художником. Витберг замыслил огромный Пантеон Славы на Воробьевых горах, размером превосходящий базилику Св. Петра в Риме. Многим его план казался безумным, фантастическим. Но Александр, прослезившись, сказал автору: "Вы отгадали мое желание... я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни". И, едва утвердив проект, ничтоже сумняшеся поручил Витбергу возглавить работы. Тот, оробев, сослался на отсутствие деловой и строительной практики, но самодержец остался непреклонен. Закладка храма происходила 12 октября 1817 г. — в пятую годовщину изгнания Наполеона. На его возведение отвели восемь лет; но воровство и откровен 4. Последний проект храма на Воробьевых горах: архитектор И.Шарлемань, 1831 г. 5. Константин Андреевич Тон. 6. Храм Христа Спасителя. Фото конца XIX в. Шкя |