Техника - молодёжи 1996-11, страница 16

Техника - молодёжи 1996-11, страница 16

Александр РАБИНОВИЧ, кандидат физико-

математических наук

Взяться за написание этой статьи я решил после того, как наткнулся в почте «ТМ» на любопытный материал, присланный читателем из Витебска В.И.Ле-щевым. Материал был им озаглавлен «Негостеприимный Марс» и касался одной из тайн красноватого соседа Земли. Чтобы убедиться в недружелюбности Марса, обратимся к собранным читателем статистическим данным.

Космическая статистика Лещева

Аппаратные исследования Марса начались с запуска в ноябре 1962 г. советской автоматической станции «Марс-1», которая пролетела около него в июне 1963 г. К сожалению, связь со станцией прервалась еще в марте (неудача).

В ноябре 1964 г. стартовала американская автоматическая станция «Мари-нер-4». Она прошла возле Марса в июле 1965 г., передав на Землю снимки его поверхности и некоторые данные о его атмосфере (успех).

В феврале и марте 1969 г. были запущены «Мари-нер-6» и «Мари-нер-7», которые миновали эту планету в июле и августе того же года. Каждый из аппаратов передал на Землю 33 снимка с разрешением 300 м (успех).

«Марс-2» и

«Марс-3» отправились в мае 1971 г. А в ноябре-декабре они были выведены на орбиты искусственных спутников Марса. Причем при подлете к нему от них были отделены спускаемые аппараты, достигшие поверхности планеты. К сожалению, кое-какую информацию (видеосигнал) оттуда передал лишь один из них — «третий» (неудача, хотя и частичная).

Однако «Маринер-9», ринувшийся вслед за «Марсом-3» через два дня, ухитрился выйти на орбиту искусственного спутника Марса на 13 дней раньше «Мар-са-2». Исследования им планеты были завершены в октябре 1972 г. Он передал 7329 снимков Марса с разрешением до 100 м, а также его «лун» — Фобоса и Деймоса (успех).

В июле-августе 1973 г. состоялись проводы целого каравана советских автоматических станций. «Марс-4» и «Марс-5», выйдя на орбиты вокруг планеты, передали на Землю серию фотографий (успех).

Что касается «Марса-6» и «Марса-7», то у них были несколько иные задачи. Спускаемый аппарат «шестого» совершил посадку, но прекратил работу вблизи марсианской поверхности (неудача).

ЗАПШ ШОИ ПЛШЫ

а отпи *«rori.ij а г-ч*_> _ йплапат wo «roriLiiiirvrriv nrvrvfxrv «пплич. пп п пото i/ roaOL г иам Лита пптопп _

Аппарат же «седьмого» просто «прома- подлете к Марсу, связь с ней была потеря-

зал» мимо планеты (неудача).

В июне и августе 1976 г. Марса достигли американские автоматические аппараты «Викинг-1» и «Викинг-2», которые комплексно его изучили с помощью как орбитальных, так и посадочных блоков. Были получены панорамы поверхности Марса, проведены оригинальные исследования, включая попытку обнаружить признаки жизни и органических веществ (успех).

В июле 1966 г. были запущены советские автоматические станции «Фобос-1» и «Фобос-2», с которыми были связаны большие надежды на проведение ряда уникальных исследований как самого Марса, так и, особенно, его спутника Фобоса. К сожалению, несмотря на тщательную подготовку, с участием специалистов 13 стран, эта миссия закончилась пла

чевно. Сначала «пропал», еще до подлета к планете, «Фобос-1» — по официальной версии, ошибка в поданной на борт команде привела к потере ориентации и связи (неудача).

А «Фобос-2» в конце января 1989 г. вышел на расчетную орбиту спутника Марса. Был проведен ряд исследований планеты, но все же главной задачей оставалось изучение ее спутника. 27 марта 1989 г. станция вела очередную съемку Фобоса — одну из самых последних перед посадкой на него исследовательских зондов, когда вдруг пропала радиосвязь с ней (неудача).

Наконец, в сентябре 1992 г. стартовала американская автоматическая станция «Марс-Обсервер». Увы, спустя год, при

на (неудача).

Итак, к Марсу было запущено 16 автоматических станций. Из них 8 полетов оказались успешными, 8 — нет. Следовательно, успех сопутствовал миссии в 50% случаев.

За тот же период к Венере отправились 23 станции. Из них не выполнили свои задачи лишь 3, то есть успех составил 87%. Причем неудачными были самые первые запуски, когда общий уровень развития космической техники был еще далек от нынешнего.

Если рассмотреть полеты, например, за последние 23 года, когда станции стали более совершенными и перед ними ставились более сложные задачи, то оказывается, что из 9 запусков к Марсу успешными были только 4, то есть 45%. Тогда как за этот период все 13 запущенных к Венере станций выполнили поставленные перед ними задачи (100-про-центный успех!).

Ограничив же хронологию полетов последними 10 годами, когда был накоплен богатый опыт проектирования и создания автоматических межпланетных станци й, обнаруживаем и вовсе поразительное: все 5 запусков к Венере были успешными и все 3 экспедиции к Марсу завершились провалом, хотя и готовились с особой скрупулезностью.

В чем причина столь удивительной разницы? Что это — стечение роковых обстоятельств? А может быть,— результат действия каких-то внешних и, кто зна -ет, разумных сил?

На такой вопросительной ноте остановимся в изложении интригующей ста-истики В.И.Лещева и попытаемся наити основу для ее толкования. Для чего обратимся к загадке спутников Марса.

Странности спутников Марса

Примерно 400 лет назад великий немецкий астроном Иоганн Кеплер утверждал, что у Марса должно быть два спутника. Логика его рассуждений была довольно бесхитростна: раз у Земли один спутник — Луна, а у Юпитера, как тогда считалось,— четыре, то, значит, у Марса, который между ними — скорее всего, два (сейчас мы назвали бы «по правилу удвоения»).

Несмотря на тщательные поиски, долгое время никак не удавалось обнаружить эти спутники. Лишь в 1877 г. американскому астроному Асафу Холлу посчастливилось их увидеть. Он назвал их Фобосом и

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 119 6

1 *