Техника - молодёжи 1996-11, страница 31ЭЛЕКТРОННОЕ ЭХО «ТМ» Оживленный обмен мнениями в любительской сети FIDOnet вызвала публикация Андрея Ефимова в «ТМ», № 7 за этот год. Заглавная статья «Связаны одной сетью» особых претензий не bi 13вала а вот подверстка к ней... Некоторые фидошники, преисполненные гордости за свою вселенскую миссию, не поняли или не захотели понять нарочито легкомысленный, юмористический характер опубликованного словарика, являющегося, кстати сказать, лишь сокращенной и отредактированной версией текста из анналов самой FIDO. Другие разгневались на автора за то, что он «вынес сор из избы », —дескать, незачем в традиционных СМИ печатать то, что имеет хождение в компьютерных сетях (как будто размещение писем и файлов в конференциях, на кои подписаны сотни, если не тысячи абонентов, не есть публикация!) Такое вот корпоративное понимание гласности... Поднятый в одной из зхоконференций флейм (а проще говоря, сварливый спор) убеждает, что публикация краткого обзора фидошного сленга попала в цель: нравы, царящие среди части системных операторов и абонентов сети, не могут быть адекватно описаны без обращения к означенному словарику. А нередко — и к еще более «изысканной» лексике. Вот несколько выдержек из «зхомейла» — открытой сетевой почты (имена корреспондентов по известным соображениям заменены инициалами в обязательной для сети латинской транскрипции и без точек). Проставленные в некоторых письмах так называемые смайлики :) и :-) сохранены. Они означают улыбку, подчеркивая шутлив 5|й тон высказывания. Наиболее крепкое выражение «смягчено» отточием. Выделения в тексте сообщений принадлежат их авторам. Сначала — письма критические, но бо-лее-менее сдержанные. ЕР (ввтору публикации): «Я сел читать статью без какой бы то ни было предвзятости и обнаружил ЭТО. Понимаю, ты не сам это придумал. Ты сделал круче — взял и опубликовал. В словаре приблизительно 120 терминов, из них примерно 85 не вызывают нареканий, остальные — как раз «забавные ловосочетания и неологизмы». Я выделил именно их; они создают весьма специфическое впечатление о сети. Как о сборище сопливых недоумков-алкоголиков. Чем она в некоторой степени и является. Так что можешь гордиться, так сказать, объективностью Хотя я не понимаю, для чего использовать СМИ, чтобы на...ть себе же на голову. А о том, чтобы подумать о других, речь и вовсе не идет. И на фига тогда нужна твоя статья на которую, заметим, никто не наезжал), для чего тщательно рассказывать в ней об устройстве сети если тут же выясняется, что сеть набита цитируемыми в конце статьи дегенератами?» Он же (всем подписчикам эхоконфе-ренции): «...Было 2 просьбы прислать зтот эпос (имеются в виду пожелания абонентов сети отсканировать словарик и, оцифровав, в электронном виде опубликовать в эхокон-ференции. — Ред.) — остальные прикупили журнальчик, изрядно подняв тираж; по некоторому размышлению я решил выслать текст словаря желающим исключительно мылом (то есть «нетмейлом» — личной сетевой почтой. — Ред.). Пущай меня обвиняют в необъективности и дальше... И так вь шла отличная реклама зтой дури...» AS | автору): «... Если я составлю словарь «жаргона университетских профессоров» и на 200 слов включу туда 20 матерных, то что теперь — ты скажешь, что это вполне нормально, ибо их доля невелика, зато остальные 90% — это чистая русская речь? Не смешно. И положение никак не поменяется, если рядом будет статья о милых и добрых профессорах. В оригинале словарик задумывался в основном как шутка, если я правильно понимаю авторов. И не претендовал на реальное описание чего бы то ни было. Например, по одной простой причине — заметное количество слов по тамошнему описанию понять нельзя если уже не знаешь правильного значения. Относиться к этому серьезно — все равно, что воспринимать язык героев рассказов Зощенко как эталон литературного языка 20-х годов». NR (автору): «...А от меня чего ты ждешь? Я просто се одня добрался до «ТМ» и почитал... Волосы — дыбом. После такого — представление о сети у большинства прочитавших будет чем-то навроде сборища пьяных системных операторов, таскающих сиспопок на фидопляски, блювающих, мылящих и испохабливающих мудератора и прочие сугубо матерные предметы, с огромными усер ануалами наперевес и т.п. Хоть голову тебе надо было на плечах иметь...» Встречаются среди откликов и «перлы», не идущие ни в какое сравнение с обсуждаемым словариком. DO (автору): «...Ты действительно такой дебил или прикидываешься'' Тебе, идиоту, уже десяток человек пытается обьяснить, что статья ДЕРЬМО именно по мнению среднестатистического фидошника, а не по мнению 20 первых встречных, которым вообще наплевать на зто Фидо и на дебилов, в нем состоящих, а по твоей статье у любого «первого встречного» создается именно такое впечатление об обитателях зтой сети». Следующее послание DO не всякая бумага стерпит. Разве что та, на которой запорожцы писали свое знаменитое письмо турецкому султану. Наиболее «невинное» ругательство в лексиконе DO — «свинья», самое же забористое без «Словаря тюрем-но-лагерного жаргона» законопослушный читатель и не поймет. Но тут случай, что называется, клинический. Отзывов, эмоционально несдержан ных, если не сказать истеричных, к счастью, немного. Погоду делают иные — спокойные, конструктивные. Например, такие. VL (всем): «Специально нашел выпуск журнала и прочел статью. Нормальная статья для неискушенного человека. В словаре есть много неудачных слов, но тем не менее они взяты из сборника фидошника, следовательно реально существуют/существовали. В статье не затронуты многие аспекты фидошной жизни, но для полного ее |(жизни) понимания надо было бы публиковать для начала всю полиси :) (Устав FIDOnet. — Ред.). P.S. И чего вы все набросились?» NFtfe ответ VL): «Могу объяснить на пальцах. Дело, как ты сам отметил, именно в том, что в статье затронуты только некоторые аспекты фидошной жизни, причем те, которые могут вызвать положительный отклик только у определенного контингента (преимущественно — у ламерья жизнерадостного и хамови-того в возрасте 13 — 14 лет). Сеть зтим контингентом сейчас и так переполнена, что, в свою очередь, провоцирует направленно негативные (в отличие от обсуждаемой публикации, автора которой пинают не за намеренный поклеп, а за отсутствие головы в благом начинании) отзывы в прессе и среди народонаселения. Следовало затронуть в корне другие аспекты жизни — историю сети, наличие Устава, институт координаторов, отметить, что масса людей за свои кровные деньги обеспечивает работу всемирной сети и т.п. Ясное дело, что в некотором роде то, что я говорю, есть построение потемкинских деревень, но такова задача публикации — создать бл гоприятное мнение о сети в массах среди т.н. «добропорядочных» людей, и привлечь в сеть свежие силы из реально активной части общества из среднего класса, а не из детей. Сама технология сети рассчитана именно на независимых и ответственных людей, и многие проблемы нынешнего дня именно в том, что контингент сети не соответствует этому определению. А автор обсуждаемой статьи все спустил на уровень фольклоризирован-ных взаимоотношении операторов и пользователей, сиспопок, фидоплясок и т.п. Это не может привлечь человека, для которого жизнь уже перестала быть веселой игрой и который должен заплатить за компьютер и модем свои, а не папины деньги...» Краткий обзор электронной почты закончим суждением, которое, на наш взгляд, охлаждает разгоревшиеся «сетевые страсти». (Упоминаемый ниже Андрей Елкин — автор популярной среди фидош-ников почтовой программы.) GA (к AS): «Статья Ефимова, конечно, не шедевр, но в целом ничего. Самой слабой ее частью я назвал бы рассказ о том, как вступить в сеть, но в этом не так много вины автора. Пожалуй, стоило выкинуть и словарь в конце статьи (впрочем, «сиспопка» мне понравилась :-) ...В эхе было немало выпадов в адрес Ефимова за формирование «неправильного» общественного мнения о сети. Я не могу понять, неужто есть люди считающие Фидо сферой своей профессиональной деятельности (кроме разве что Елкина и т.п.)? Ценность сети, на мой взгляд, состоит в общении, а отнюдь не в настройке мейлеров и тоссеров (программ из числа тех, что необходимы для работы в сети.— Ред.)... Мне кажется, что, прочитав статью Ефимова, люди будут представлять себе Фидо как некий «клуб веселых людей» — а разве это плохо?..» Лучше — не скажешь. ■
|