Техника - молодёжи 1996-11, страница 39

Техника - молодёжи 1996-11, страница 39

17 августа 1940 г. у начальника штаба верховного главнокомандования вооруженными силами Германии состоялось совещание, посвященное проблемам военного производства. К этому времени боевые действия на Западном фронте прекратились и велись только против Великобритании, главным образом, на море и в воздухе, и активно готовился «блицкриг против Советского Союза. Поэтому генерал-фельдмаршал В.Кейтель заявил, что было бы преступлением создавать сейчас отрасли промышленности, которые смогут дать военную продукцию лишь после 1941 г. Вкладывать силы и средства следует только в такие предприятия, чьи изделия понадобятся армии в течение ближайших месяцев, причем объектами особой срочности следует считать, в частности, детали и узлы танков Pz-lll, Pz-IV, штурмовых САУ и противотанковые пушки калибром 50 мм.

Вскоре выпуск танков и самоходных орудий увеличили с 1643 в 1940 г. до 3700 в 1941-м, а ежемесячный, соответственно, с 136 до 316 — эта техника требовалась для планируемой компании на востоке. К маю количество машин достигло 5939.

Перед нападением немцы сосредоточили у наших границ 3582 единицы бронетанковой техники — считалось, их окажется вполне достаточно для проведения маневренных, молниеносных операций, в результате которых главные силы Красной Армии будут разгромлены в кратчайший срок и план «Барбаросса» удастся осуществить в намеченное время.

Однако уже в первые недели боевых действий на Восточном фронте выяснилось, что танки и самоходные артиллерийские установки вермахта во многих случаях проигрывают в сравнении с советскими боевыми машинами, особенно последних марок. Не могла эффективно бороться с ними и немецкая противотанковая артиллерия. Не от хорошей же жизни иной раз приходилось применять против советских танков зенитки, поскольку их снаряды обладают более высокими начальными скоростями, нежели у обычных орудий.

Уже в июле-августе германские конструкторы принялись усиливать бронеза-щиту средних Pz-lll и PZ-IV, устанавливая на них дополнительные экраны, в сентябре в боекомплект Pz-lll ввели подкали-берные снаряды, а в декабре и экипажи Pz-IV получили новейшие бронебойные кумулятивные боеприпасы.

После неожиданного для командования вермахта контрнаступления Красной Армии под Москвой и на некоторых других участках фронта вооруженным силам Германии был нанесен немалый урон. Начальник генштаба сухопутных войск Ф.Гальдер отметил в «Военном дневнике», что с 22 июня по 31 декабря вермахт потерял на Восточном фронте более 830 тыс. солдат и офицеров, а также 2765 танков и самоходных орудий. Выходит, была уничтожена бронетанковая техника, по численности сравнимая с той, с которой он вторгся на территорию Советского Союза.

Одной из причин больших потерь « пан-церваффе» было несомненное превосходство советской техники в оружии и защите. Поэтому в ноябре 1941 г. на фронт послали группу специалистов, которые пришли к выводу: было бы желательно наладить в Германии производство танков, уподобленных нашей «тридцатьчетверке», и самоходок с их ходовой частью. Против этого категорически выступил

ПОСЛЕ «БЛИЦКРИГА»

конструктор фирмы «Крупп» Э.Мюллер. В какой-то мере его можно понять — быстро перестроить производство на чужую технологию всегда нелегко, тем паче в военное время. Поэтому основными танками по прежнему оставались Pz-lll и Pz-IV, но теперь их предстояло сделать «конкурентоспособными» и на Восточном фронте. В феврале 1943 г. Гитлер приказал развернуть выпуск САУ с противотанковыми 88-мм пушками на базе Pz-IV.

Впрочем, боевой опыт показал, что надежды на «блицкриг« не оправдались и вряд ли удастся, как рассчитывали, окончить войну тем же оружием, с которым ее начинали. Один из ведущих конструкторов «третьего рейха» доктор Ф.Порше, как и руководство страны, вынуждены были перестроиться и приступить к созданию новых танков, преимущественно тяжелых, и самоходок с более мощными артсистема-ми, причем изготавливая их из улучшенных сортов стали. Всего же в 1942 — 1944 гг. собрались выпустить не менее 800 танков и 600 самоходок, считалось, что этого будет достаточно для победы.

Порше возобновил работу над тяжелым танком. Одновременно заказ на аналогичную машину Управление вооружений выдало и фирме «Хеншель». В 1942 г. обе были готовы и направлены на испытания, на которых лучшей оказалась «хен-шелевская»,— ее и приняли на вооружение под обозначением Pz-VI. На ней бронирование лба корпуса составляло 100 мм, бортов — 80 мм, передней части башни 110 мм. В последней располагалась лучшая немецкая зенитная пушка калибра 88 мм (приспособленная для танков), чьи снаряды обладали начальными скоростями в 1000 — 1100 м/с. К недостаткам Pz-VI относились небольшая скорость, неудовлетворительные маневренность и проходимость на бездорожье, особенно весной и осенью. Тем не менее этот танк, получивший еще и имя собственное «Тигр», заслуженно считался одним из наиболее удачных тяжелых периода второй мировой войны и был крайне опасным противником.

Не пропали даром и труды Порше над подобной машиной. На ее ходовой части установили надстройку с рубкой, над которой возвышалась командирская башенка. В боекомплект 88-мм пушки входило до полусотни снарядов, фугасные весили по 10,1 кг. На дистанции в километр они пробивали бронелисты толщиной почти 160 мм; кумулятивные же — и того больше. Самоходку, точнее, истребитель танков оснастили электротрансмиссией; для облегчения работы механика-водителя, управлявшего 68-тонной махиной, применили гидравлический усилитель. Новую машину назвали «Эле-фант» («Слон»), однако она получила и второе название, ставшее более распространенным,— «Фердинанд», в честь создателя. Что касается первого, то немцы обычно присваивали образцы бронетанковой техники «звериные» имена и самоходка вполне соответствовала своему — громоздкая, массивная, лобовые бронелисты толщиной 200 мм. Заодно не обошлось и без «слоновых болезней» — так, углы горизонтального обстрела были ограничены 28°, вертикальная наводка осуществлялась в пределах 14°. Нехватало обычного пулемета, что делало столь мощную и грозную машину беззащитной в ближнем бою с неприятельской пехотой. Тесноватым оказалось боевое отде

ление... Да и затраты на производство — в этом «Фердинанд», несомненно, превосходил «Тигра».

Вновь проанализировав итоги боевых действий, немцы пришли к выводу, отраженному в докладе генерал-инспектора бронетанковых войск. «Противотанковая оборона все больше и больше становится главной задачей самоходных орудий,— говорилось в нем,— так как другие противотанковые средства недостаточно эффективны в борьбе с новыми танками противника и несут слишком большие потери».

Поэтому в 1943 г. вермахт получал и другие САУ подобного назначения. Одной из них был «Насхорн» («Носорог«), изготовленный на базе среднего танка Pz-lll. На нем 88-мм орудие помещалось в открытом боевом отделении, силовая установка и коробка передач были смонтированы в передней части корпуса. Боевое отделение прикрывалось с бортов 10-мм бронелистами.

Кроме того, ходовую часть Pz-IV применили для штурмового орудия с такой же пушкой, однако машина оказалась недостаточно эффективной.

В сражении на Курской дуге немцы ввели в бой немало новинок, в том числе средние танки Pz-V «Пантера». Если не считать некоторых конструктивных недоработок, устраненных довольно скоро, они показали себя достаточно хорошо (особенно успешно зарекомендовала себя длинноствольная 75-мм пушка), чего нельзя было сказать о перетяжеленных и сложных в управлении и обслуживании «Элефантах».

А теперь напомним, что еще в октябре 1942 г. немецким специалистам поручили разработать самоходку, предназначенную для борьбы с новейшими советскими танками. Ее предполагалось оснастить длинноствольной 88-мм пушкой. Вот только устаревающий Pz-lll уже не годился как базовая машина, и тогда в зтой роли задумали применить относительно легкую «Пантеру», обладавшую высокой скоростью и отличной маневренностью.

По конфигурации «Ягдпантера» очень напоминала советские самоходки СУ-122 и СУ-85, тот же полностью закрытый бро-некорпус с сильно наклоненным лобовым листом и скошенными бортовыми. Ствол орудия поместили в бронемаску; справа от него, в шаровом гнезде, находился пулемет винтовочного калибра — для ближней обороны. В боевом отделении смонтировали вентиляционное устройство, выбрасывавшее наружу образовавшиеся при выстреле пороховые газы. «Ягдпантера» после всесторонних испытаний начала поступать в подразделения вермахта с января 1944 г.

...Несмотря на появление в 1943 — 1944 гг. новых моделей бронетанковой техники вообще и самоходных противотанковых орудий в частности, спроектированных либо улучшенных с учетом боевого опыта на Восточном фронте, немцам так и не удалось достичь качественного превосходства над модернизированными «тридцатьчетверками» и тяжелыми танками, а также созданными на их базе САУ.

Поэтому генерал Г.Гудериан потребовал ускорить работы над более мощными и маневренными противотанковыми средствами, а также орудиями непосредственного огневого сопровождения пехотных и моторизованных подразделений. ■ Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 ' 9 6

37