Техника - молодёжи 1996-11, страница 36

Техника - молодёжи 1996-11, страница 36

ганизовали на следующий же день. Мне предоставили место в пилотской кабине, за командиром авиалайнера.

Взлетев с аэродрома в Сиэтле, мы взяли курс на север, достигли границы с Канадой, развернулись на юг и стали набирать высоту. Мне захотелось увидеть, как столь крупная машина поведет себя при сваливании на крыло после потери скорости. Когда 747-й приблизился к практическому потолку, бортовой электронный мозг заблаговременно предупредил об этом пилотов, но те не вняли доброму совету и продолжали подниматься. Авиалайнер стало потряхивать — верный признак выхода на критический режим, однако командир упрямо лез вверх. И вот скорость резко упала, вибрации усилились — мне вспомнилось, как в детстве ездил на осетинской арбе по булыжным мостовым Владикавказа...

Тут компьютер осознал, что с упрямым экипажем не договоришься и взял управление на себя. «Боинг« опустил нос и с разгоном, но без крена и намека на сваливание, начал снижаться. Набрав нужную скорость, самолет благополучно перешел в горизонтальный полет.

Затем американцы, по нашей просьбе, имитировали разгерметизацию пассажирского салона. В таких случаях, даже если на борту есть индивидуальные кислородные маски, необходимо очень быстро, но отнюдь не в ущерб безопасности полета, снизиться до плотных слоев атмосферы. На высоте 11 тыс. м, включив предупреждение о разгерметизации, пилоты уменьшили обороты двигателям, выпустили закрылки, да еще и шасси, чтобы сбросить скорость, и перевели машину на снижение с дифферентом на корму. Задрав нос, самолет стал парашютировать с большей вертикальной и меньшей поступательной скоростями, чем при планировании. Никаких признаков крена не наблюдалось!

Перед посадкой, сделав очередной разворот при заходе на аэродром, командир и второй пилот включили автоматику и демонстративно сложили руки на груди. А я следил, как сами передвигались рычаги газа, средств механизации крыла. Помню, справа дул сильный ветер — и машина сама накренилась, парируя его порывы, чуть довернула, выпрямилась и приземлилась строго по оси взлетно-посадочной полосы. А после нового взлета, набрав высоту, американцы продемонстрировали поведение машины при «отказе» двух двигателей и некоторых систем управления: попадать в критические положения она категорически отказывалась...

Таков результат принципиально нового подхода к созданию перспективной авиатехники, умеющей при необходимости исправлять ошибки пилотов и продолжать полет после отказа некоторых систем.

Если нам удастся наладить производство подобных машин (что в принципе вполне по силам российским ученым, конструкторам и производственникам), то проблема безопасности в гражданской авиации наверняка потеряет остроту. Однако для этого необходимы определенные социально-экономические предпосылки.

Еще в конце 80-х гг. отечественные КБ приступили к разработке авиалайнеров нового поколения, которым предстояло заменить устаревшие. Но когда проекты были завершены, финансирование перспективных исследований почти прекратили и обновление российской гражданской авиации так и не состоялось. ■

Игорь ИЗМАЙЛОВ

ТРИ ЦВЕТА ОПАСНОСТИ

Небо принято называть бескрайним либо безбрежным, как кому нравится; наверно, поэтому столкновения само-

Система обеспечения безопасности полетов TCAS-2 в действии. На рисунках, сверху вниз:

— встречный самолет попал в зону действия бортового радиолокатора: эхо-сигнал от него высвечивается на экране в виде контурного белого ромба:

— встречный самолет — ближе 10 км: эхо си нал становится сплошным

— встречный самолет продолжает приближаться, опасность растет: сигнал — красный квадрат, на вариометре высвечивается зеленый сектор, показыввющий направ-

летов в воздухе относят к категории чрезвычайно редких происшествий. И все же они случаются. Больше того — сейчас в отчетах авиакомпаний и рапортах командиров подразделений военной авиации куда чаще встречаются сообщения о чудом не состоявшихся катастрофах, когда лишь счастливое стечение обстоятельств или мгновенная реакция пилотов позволили избежать трагического исхода. Но теперь на помощь летчикам пришла техника.

ление подъема Iснижения), синтезатор подает резкие, короткие си налы

- самолет набирает ысоту пропуская вс речный под собой:

— авиала неры благополучно разминулись на разных эшелонах: эхо-сигнал от «чужака» вновь становится белым, можно возвращаться нв свой эшелон и продолжать полет.

Рис. Михаила ДМИТРИЕВА