Техника - молодёжи 1996-12, страница 16

Техника - молодёжи 1996-12, страница 16

ство: качество видеоматериала не ухудшается даже при его многократной перезаписи (насколько каждая последующая копия обычного, нецифрового фильма хуже предыдущей, знает любой владелец видеомагнитофона). Понятно, что и количество цифровых мастер-копий также не ограничено. Очень важно и то, что мощные двухмерные и трехмерные спецэффекты, для создания которых требуется применять при линейном монтаже крайне дорогостоящие пульты, в случае нелинейного монтажа реализуются с помощью недорогих программ.

Отметим, что плата за названные удобства — необходимость использовать диски большой емкости. Тут все зависит от сложности и характера видеосюжета, а также от качества оцифровки (степени компрессии). Например, сюжет продолжительностью 25 мин с качеством VHS потребует около 1 Гбайт дискового пространства. Такой же объем займет оцифрованный видеоролик длительностью 11 мин, но уже в стандарте S-Video. Если же мы хотим добиться профессионального качества, то сумеем втиснуть в 1 Гбайт лишь 6-минутный фрагмент.

Так что на компьютере можно монтировать пока только отдельные сравнительно короткие сюжеты с последующей их записью на видеомагнитофон. Для качественной «склейки» каждого последующего фрагмента с предыдущим необходимо обеспечить позиционирование видеоленты с точностью до кадра. С этой целью на ленту записывается специальный временной код, играющий роль особого синхросигнала (называемого реперным). Первоначально такую возможность обеспечивало только профессиональное оборудование. В настоящее время появились недорогие компьютерные устройства, осуще

ствляющие запись/считывание кода и кадровое позиционирование на доступных полупрофессиональных аппаратах типа Panasonic NV-HS1000.

Итак, наш добрый партнер и помощник ПК все активнее осваивает новую специальность — он становится сердцем цифровых видеосистем, доступных областным и районным студиям телевидения (прежде всего кабельного), небольшим рекламным агентствам, научным лабораториям и учебным заведениям. Более того, специалисты компаний, продвигающих эти системы на отечественном рынке, в частности фирмы «Стоик», уверены, что в недалеком будущем мы будем смотреть видеофильмы, собственноручно снятые во время отпуска или праздничного застолья и смонтированные на домашней компьютерной видеостудии.

ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭТО ВСЕ?

Для работы с видео недостаточно аппаратных средств. Мало получить высококачественную картинку, выразительный кадр, яркий эпизод — их надо обработать. Уходят в прошлое времена, когда для создания различных эффектов применялись сложные и дорогостоящие устройства. На смену им пришли программы.

Статичные изображения можно редактировать с помощью широко известных программ PhotoShop или Fractal Design Painter. Для работы с видеопоследовательностями удобны Adobe Premier и Video Studio. Создать свой собственный анимационный ролик можно, используя пакеты 3D Studio или Animator Studio.

Стоимость таких программ колеблется в значительных пределах и достигает поистине заоблачных высот, например, 3D Studio продается за $3000, что сравнимо с

расходами на весь аппаратный комплекс для небольшой студии (без стоимости самого компьютера). Однако для отечественного пользователя, желающего работать с лицензионно чистыми продуктами, есть альтернатива.

Российская фирма Stoik software (не путать с вышеупомянутым «Стоиком», это разные компании, хотя и партнеры) разработала и продает программу Picture Man 3.0 Pro. При сравнительно невысокой цене $190 она позволяет многое: обрабатывать изображения, осуществлять художественную стилизацию, морфинг, редактирование видеопоследовательностей, создавать динамические спецэффекты.

Написанная для Windows 3.x (есть версия и под Windows 95), программа имеет перестраиваемый многооконный пользовательский интерфейс с плавающими панелями, встроенный редактор макрокоманд для автоматической обработки пакетов изображений и видео. Поддерживает форматы файлов TIFF, PCX, Targa, JPEG, BMP, EPS, PCD для статичных изображений и DIB, Targa, AVI, FL-Сдля видео. Позволяет осуществлять цветную печать и выполнять цветоделение. Имеет фильтры для устранения дефектов, привлекательные художественные эффекты, 36 спецэффектов для текста и более 100 различных фильтров для улучшения изображений и создания уникальных художественных эффектов, включая фрактальные и текстурные, а также 2- и 3-мерные деформации.

Теперь действительно все. Наши краткие штудии подошли к концу, а ваши проблемы (коль скоро вы действительно размечтались о предмете сих бесед) лишь начинаются... ■

I | Людмила ЩЕКОТОВА ^^

МЯЩ^ЕС^ 3ВЕРЮШ|<И
ПРОФЕССОРА ПАЯ

няет первый на ту же половинку столешницы — и вы получите вполне адекватное представление о своеобразной походке этого автономного исследователя вулка-

В 1920-м в знаменитой пьесе Карела Чапека «R.U.R.» впервые прозвучало столь привычное словечко «робот», а с 1950-х искусственные слуги и помощники (а то и противники) человечества приобретают статус непременного атрибута типичного НФ-антуража. Фантастам воображения не занимать, и многочисленные разработчики сей благодатной темы успели предусмотреть, казалось бы, все мыслимые и немыслимые проблемы и трудности сотворения и функционирования роботов, за исключением разве каких-то мелочей. Но вот за дело взялись наконец практики-инженеры — и очень быстро обнаружили, что такая тривиальная на взгляд литератора деталь, как шагающие механические ноги, оборачивается крайне сложной технической задачей!

Труднее всего, понятно, смоделировать походку человека: наш «естественный аллюр» требует изощренного динамического баланса тела при весьма сложной — т.н. синкопированной — работе мускулов, не говоря уж о точной координации нервных импульсов от глаз и ног («ТМ», № 2 за 1996 г.). Хождение на четырех (животные), шести (насекомые) или восьми (паукообразные) ногах обеспечивает, вообще говоря, гораздо большую устойчивость движу

щегося объекта, и все же... Невзирая на достойные успехи в данной области, робототехникам так и не удалось снабдить своих искусственных питомцев не только грациозно-функциональной точностью кошки, но и поспешно-неуклюжей ловкостью таракана.

«Проблема в том, что природные образцы в большинстве своем слишком сложны для осуществления точного копирования и последующего контроля, — резюмирует нер-исследователь Барнс, создавший знаменитого «Данте» («ТМ», N° 6 за 1993 г. и № 2 за 1995 г.). — К примеру, мы до сих пор не можем сделать робота ярко выраженным «правшой», как это водится у людей и лошадей».

Уж кто-кто, а духовный родитель 770-килограммового шагающего робота прекрасно знает, что нелегкая поступь его восьминогого детища отнюдь не копирует отточенные миллионолетиями траектории ходильных ног паука! Представьте два обычных стола, повыше и пониже, установленных один под другим; вообразите затем, как один из них наполовину выдвигается вперед, второй же догоняет и перего-

Профессор Университета Британской Колумбии (Канада) Динеш К. Пай со своим ша

гающим

техника-молодежи 12 9 6

■а