Техника - молодёжи 1997-01, страница 32

Техника - молодёжи 1997-01, страница 32

В КОЛЛАПСЕ

сотни заявок и получено около 50 авторских свидетельств, а рацпредложений реализовано несчетно.

Мы торопились, так как знали, что ВПК поручил заниматься разработкой транс-формеров еще нескольким НИИ, слышали о работах, проводимых в Москве, Ленинграде, Ташкенте, но кто и что конкретно делает — не имели понятия.

Была еще одна причина спешить: нам сказали, что радиотелескоп с нашей антенной послужит средством обнаружения стартов американских «Першингов» и что ИКС входит в обойму предприятий, решающих стратегические оборонные задачи.

Полигон еще достраивался, а на стенде прецизионной сборки уже начался монтаж нашего первенца — 30-метровой параболической антенны, которой предстояло работать в космосе на ультракоротких волнах, а в перспективе — на сверхвысоких частотах (порядка гигагерца) с длиной волны 20 см.

Для непосвященных поясню: чтобы обеспечить устойчивый сигнал в сантиметровом диапазоне, погрешность радиозеркала площадью 800 квадратных метров не должна превышать одного (!) сантиметра в любой точке. Заметьте себе, что речь идет не о жесткой конструкции, а о разворачивающейся, как нежный цветок, к венчику которого прихватываются затем три 20-метровые стойки с излучателем в фокальном пятне.

В невесомости прочность не имеет значения, а точность — подавай. Но как ее достичь, как смоделировать космические условия на Земле? Эти вопросы и решал коллектив ИКС, используя самые высокие технологии, любые современные материалы, а главное — интеллектуальный потенциал всех участников кооперации.

Собрав в кулак лучшие силы института, Медзмариашвили добился главного: в предельно короткий срок на стапеле стенда прецизионной сборки зародилось чудо — циклопическая парабола, способная разворачиваться в считанные секунды и столь же быстро сворачиваться, превращаясь в 3-метровой высоты цилиндр диаметром 2 м. Таково было техза-дание; именно таких размеров изделие вместе со сложенными в пакеты стойками помещались в контейнере «Протона», Оставалось добиться требуемой точности радиозеркала после раскрытия в невесомости.

Воодушевленные первой победой, идеологи проекта продумали и разработали технологию испытаний и доводки трансформеров в земных условиях.

В собранном виде антенну перевозят на стенд, представляющий собой куб с

40-метровой гранью. В этом здании, под потолком, находится подвижная платформа, к центру которой антенну подвешивают, раскрывают и потом с помощью противовесов и сложнейшей трособлоч-ной системы обезвешивают. Она будто парит в космосе: от малейшего прикосновения поднимается вверх, а сядь на нее воробей — качнется вниз. Здесь, посредством регулировочных приспособлений, гигантское сетчатое полотно превращается в сверхточную параболу.

Затем одна стена испытательного стенда отворяется и в здание на двух железнодорожных платформах въезжает так называемый антистапель — огромная чаша, подготовленная к приему антенны. Ее нежно укладывают на это ложе, за-

институтах. Началась закладка двух еще более совершенных радиотелескопов, а собранный штатный экземпляр готовился к запуску на орбиту.

И тут грянул 1991 год...

...Рухнул Союз, порвались научно-тех-нические, экономические связи, прекратилось финансирование — все замерло. В Грузии начались междоусобицы, и всем стало ни до чего.

А ИКС номинально продолжал существовать и на удивление всем существует поныне. Прикипевшие к любимому делу энтузиасты берегут уникальный шедевр, ухаживают за ним, лелеют, как родное дитя. По привычке изобретают и проектируют новые изящные конструкции, снисходительно относясь к восторгам

крепляют и бережно транспортируют по «бархатному» пути к двум 40-метровым мачтам. Здесь многотонную сборку полиспастами поднимают наверх и устанавливают в поворотном стенде, с помощью которого антенну ориентируют на любую точку небосвода. По эталонным звездам окончательно проверяются радиотехни-чекие параметры параболы, и ведется работа с пролетающими спутниками или телевизионными излучателями.

Об очевидном рассказывать просто и понимается все легко, а ведь на внедрение этой технологии затрачены долгие годы, талант и неимоверный труд множества людей, огромные средства.

Да, мы выиграли конкурс; наша антенна по всем параметрам превзошла те конструкции, что создавались в других

американцев, раструбивших на весь мир, что запустили в космос радиотелескоп с 15-метровой антенной, какие в ИКСе делали 10 лет назад.

Правда, последнее время немного «потеплело»: 16 сотрудников ИКС удостоились правительственных наград Республики Грузия за обеспечение сохранности антенн, трое грузин и трое россиян (!) получили госпремии Республики Грузия за уникальную научно-техническую разработку, своей интеллектуальной собственностью ИКС вошел в народившееся акционерное общество — нечто похожее на прежнюю кооперацию...

Но силы и терпение тают, а время — не ждет. Ш

Записал и сфотографировал Юрий ЕГОРОВ. I

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 9 7