Техника - молодёжи 1997-02, страница 60

Техника - молодёжи 1997-02, страница 60

Р Е М Е С Л

А

Городец. Маленький городок на Волге, чем-то похожий на ларец волшебника — откуда же еще могли явиться такие сказочные «кони», «барыньки», «цветы», «птицы», «застолья»! Старинная городецкая роспись на деревянных изделиях, сиденьях, прялках-донцах будто навеяна спокойным, неторопливым движением большой реки — вспомните некрасовское:

Шла Волга, а за Волгою

Был город небольшой...

Размеренный темп обусловлен самой техникой работы, равно как и ее простота: деревянные картинки выполнены темперной, а чаще клеевой краской, обычно путем «тыканья» сухим грибом дождевиком по слегка загрунтованной доске. Говорят, деревенские художники изготовляли до 4000 донец в год одной семьей. Неудивительно, что при Иване Грозном изографы, трудясь над многотомным Летописным Сводом, делали и более сложные рисунки за очень короткий срок,

Городецкая роспись — название условное, не в одном Городце «малевали» — по всей округе: вдоль реки Узол, в Заузолье. Работали по неписаным правилам, допускавшим, например, в иконах больше вольностей, чем канонические. И продукция получалась на уровне современной живописи: выставляй хоть рядом с Матиссом или Пикассо — не «потеряется»!

За тонкостью росписи городецкие мастера не гнались. Зато сколько нужно любви и простодушия, чтоб узор не был сухим и скучным, чтоб выходил «в меру ярок, в меру лих, в меру скроен и выражал положенное». Давно сказано: всякую вещь красит мера. Пусть поучат ремесленники нас, художников, распоряжаться красками, пусть все увидят добротную деревенскую живопись, — призывала еще в 60-е гг. Татьяна Алексеевна Маврина, искусствовед и сама художник, исследователь народного творчества. Кстати, ее роди

mm вшсттитма

тели — тоже волжские мастера-ремесленники.

Из семьи потомственных древоделов и Тимофей Федорович Краснояров. Сколько помнит он себя,

со смолистой слезой, только что привезенное из леса, и медово-золотистое, отполированное временем, на стенах изб, и дымчато-седое, шероховатое от непогоды, на резных наличниках. С детства приучился он его понимать: какое на донце или подставку для гребней и шпилек сгодится, какое на чашу, а из какого ладная игрушка выйдет.

Отец Тимофея Федоровича, известный мастер городецкой росписи, привил сыну любовь к ремеслу. Поначалу доверял ему самое простое — деревянные заготовки. Старшие передавали опыт младшим исключительно за

Фрагмент донца с надписью «Гонец сообщает князю Дмитрию Ивановичу».

Блюдо «Чаепитие» работы В.Беспало-

Заканчивается роспись п.

работой — прямо на ходу поправляли, подсказывали. Так вернее вырабатывались глазомер, твердость руки, безошибочность в подборе цветовой гаммы.

После октябрьской революции организовалась Городецкая кустарная артель, объединившая мастерские по художественной обработке дерева. В одной из них и проработал всю жизнь Тимофей Краснояров — столяром, краснодеревщиком, токарем. А сейчас, выйдя на пенсию, стал все делать сам — от обтесывания осинового чурбачка-баклуши до покраски. Игрушки у него выходят разные, ни одна другую не повторяет. Кони то стоят смирно, но готовые вот-вот пуститься вскачь, то нетерпеливо бьют копытом; то взметнутся в яростном галопе, то плавно закружатся на карусели... А боковины ящичков, на которых танцуют фигурки людей, Краснояров непременно украсит цветком, добавит диковинных листочков-завиточков... Сказочные формы переплетаются в его творчестве с мотивами,