Техника - молодёжи 1997-02, страница 57

Техника - молодёжи 1997-02, страница 57

э т о

л

и л

Продолжая тему сверхъестественного в реальной жизни, публикуем в переводе с румынского верлибры нашего соотечественника, уроженца Буковины, прозаика, драматурга, поэта, художника... Сейчас он живет и работает в Румынии, но российское гражданство сохранил. А вера у наших народов исконно одна.

Михай ПРЕПЕПИЦЭ

вается -Pheden-. Ее прочел некий язычник по имени Клеомбротус и проникся верой в бессмертие души в такой степени, что бросился в морские волны, чтобы утопиться, сказав перед тем: .Теп что душа бессмертна, и

Эй,вставай,! «Так и есть! Это душа отца нашего!» ■Должно быть, "

было время когда ничего о душе я не ведал

даже с хохоту в детстве покатывался

когда бабушка моя лукерья жаловалась

что болит у нее душа

это где ж у тебя болит бабуля

но не знала она что сказать мне в ответ

внучек просто болит душа и все туг

многие годы на свете я жил без души

жизнью травы и цветов

а быть может и хуже

жизнью песка

что движется лишь куда ветер подует весть получив о кончине бабушки лукерьи я словно бы утратил рассудок кое-как выбрался из москвы больше пешком можно сказать добирался выбелил снег полотно железной дороги на протяженьи полутора тысяч верст но последнюю ночь бдения

1снеювд

она уснувшая в горнице каса маре среди моих книг и я убитый горем и болью дожившая до восьмидесяти пяти бабушка лукерья уже ничего не боялась даже сталинского ГУЛАГа

она уже отбыла свои шесть лет в северном Казахстане

и вдовья жизнь ее не страшила

после жестокой смерти дедушки гавриила

она вот так и жила одна-одинешенька

без малого четыре десятка лет

уже и смерти совсем не боялась бедная бабушка

лишь бы без свечки не умереть

постарайтесь не допустите дети мои

постарайтесь не допустите внуки мои

чтобы я померла без свечи зажженной

многие годы подряд все носила за пазухой

свечной огарок и спичечный коробок

но смерть не являлась и все тут

перед тем как душу отдать Богу

она сама затеплила для себя свечку

мол порадуюсь-ка свету хоть на том свете

не хочу в потемках вечно скитаться

хватит и того что на этом свете жила слепою

бабушка лукерья доподлинно знала

что не насовсем она помирает

Забушкин м и мои усталые веки дрогнули и застлали мне взор на краткий миг на одно-единственное мгновение я тотчас же открыл глаза но было поздно та свеча что горела у изголовья бабушки погасла я вскричал во весь голос в надежде разбудить отца и мать сестер и братьев возглас мой ударялся о нёбо и на язык бездыханным падал нет никто не мог услышать меня я попробовал перекреститься но как-то очень уж неуклюже моя правая такая послушная

ко лбу воздымаю (во имя Отца) и тотчас каменею из-за пазухи мертвой бабушки распахнув слегка на груди ее любимую с вышитыми наплечиками рубаху кто-то вытаскивает спичечный коробок и затепливает потухшую свечку и охваченный лихорадочной дрожью я до самой зари

стою не в силах вымолвить слова

а с восходом солнца матушка сменяет меня

ночь и другую и третью

она калачи пекла для поминок

выхожу на лужайку подле ворот

чтоб расчистить от снега дорогу

дпя усопшей рабы Божьей лукерьи для бабушки

я от самых ворот до погоста

до могилы тащил на своих плечах

тяжеленный дубовый бабушкин крест

этой прошлою ночью окончательно я убедился

умереть ее душа не могла

этой ночью последнею бабушкиной ночью

я в себе впервые почувствовал душу

этой ночью света

•Об заклад готов биться, Кабылежеб< Поведал бы I Наверное,в( Или все сеют да сеют, протыкают;

ват, здесь же и размещается, меж деревьев, Марин СОРЕСКУ. «В деревню Лилиечьк, т,

и уж если не комната то хотя бы угол с ик где бы можно было преклонить колени четвертого апреля

тысяча девятьсот девяносто второго год;

|друг

остался без музы

я пришел к нему на поминки

на девятый день

и хозяин дома заплаканный

всем кто был у него рассказал

что по смерти жены любимой

он лишить себя жизни надумал

для него не имело смысла

одинокое существование

не сорвал он в тот день календарный листок

время в доме остановилось

на четвертом апреля

но когда на другой день

он очнулся от мертвого сна

оказалось что кто-то в течение ночи

оборвал календарный листок

и помчалось вперед окрыленное время

вот с того-то момента уверовал он

что бессмертна душа

кто бы мог вопрошает смирившийся с горем поэт

сквозь окошко пройти на десятый этаж

нашей башни железобетонной

или кто бы разбил три железом окованных двери

только лишь для того чтоб сорвать календарный листок

и тем самым от смерти спасти меня

кто другой как не то единственное существо на земле

моя муза

жена моя нина

в жертву мне принесла она всю свою жизнь так нигде и не смог он потом сыскать календарный не тронутый им листочек с той поры с наступлением каждого нового утра сам своею рукой он срывает дни COI

в одночасье с бабушкой лукерьей я тоже умер

на краткий миг на одно-единственное мгновение душа бабушки позже переселится в хрупкое тельце моей дочурки марии которая явится на свет в москве через восемь лет в урочное время я задолго до родов сказал жене если ты мне подаришь дочку то родится она в такой-то месяц и такой-то день

я ошибся всего на несколько часов

кто же мог нашептать-напророчить мне срок родин

если это действительно правда

что прах человека

за семь лет обращается в землю

значит бабушкина душа после этого целый год

все летала в астральном пространстве покуда

не нашла себе гнездышка в тельце безгрешном

правнучки марии

я не верю что души ушедших от нас обретают пристанище новое в птицах в i неправда лишь людям дана душа всем другим существам

и преследует их страх смерти всю их жиз

потому-то в поверьях индии

муравья убить запрещается

так же веровали и даки

до поры пока не загрызли тех

обложившие их язычники

разве я не потомок свободных даков

разве это не мне завещано

не посмей никого обидеть

человека ли птицу ли муравья ли

даже если С голоду почнешь помирать

прости Господи рабу твою лукерью прости Господи рабу твою нину напоследок же

прости Господи и меня самого

Перевел Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 297

Q