Техника - молодёжи 1997-07, страница 52

Техника - молодёжи 1997-07, страница 52

НАВСТРЕЧУ

850-ЛЕТИЮ МОСКВЫ

Владимир ЕГОРОВ, Фома АКСЕНОВ

ЛЕСТНИЦА К РЯБУШИНСКОМУ, или В ГОСТЯХ У ГОСТИНОГО

кой кондиции, что либо надо спасать его немедленно, либо оно развалится. Как сообщил нам Виктор Михайлович ШКУРАТОК, один из архитекторов проекта реконструкции Гостиного двора, локальные обрушения случались на протяжении нескольких последних десятилетий — советская

...а когда добрались до подвалов, перекрытием пришлось пожертвовать — это ведь только нормальные герои всегда идут в обход, но какоао рабочим с носилками, заваленными строительным мусором? И проломили стену и пол первого этажа, и просунули в дыру стремянку: спускаясь по ней в подвал прямо с улицы, мы безбожно мвшали мужикам в спецовках, организованно сновавшим ввврх-вниз. В глубине царил полумрак; история дышала в лицо погребной сыростью и пылью, низкие кирпичные своды не столько давили, сколько возвышали мысли — до того все напоминало какие-нибудь монастырские руины. Мимо тас кали навврх старинный хлам: подземелья московского Гостиного двора приводили в порядок перед реконструкцией.

Из «Путевых заметок» Ф.А.

«ПЛАН ГВАРЕНГИЯ ВЕЗДЕ УДЕРЖАН»

В один прекрасный день 1786 г. с торжественного сооружения на Ильинке слетела вся его торжественность. Обвалилась целая галерея, вмещавшая 15 лавок. И вообще обветшал Гостиный двор, давно обветшал — еще в 1770-е гг. обсуждался вопрос о его перестройке, но дело застряло где-то на полдороге от теории к практике. Катастрофа разом двинула его на оставшуюся половину пути: государыня Екатерина повелела одному из лучших своих зодчих, Джакомо Кваренги, с 1780-го работавшему в России, подготовить проект нового здания в границах неправильного четырехугольника, две стороны коего образовали Ильинка и Варварка.

Учитывая узость обеих улиц и грядущую их транспортную загрузку, архитектор замыслил красивую и рациональную организацию квартала: арки и коринфские полуколонны создавали ритм и то, что сегодня именуют имиджем, а скругленные углы с изящно вписанными в них широкими лестницами оставляли изрядную свободу маневра телегам и подводам. Обширный внутренний двор Кваренги рассек поперечным корпусом надвое, аркады обогатил тосканскими пилястрами.

Намеченный участок расчистили, и в 1789-м началась стройка. Именитый итальянец, обремененный множеством заказов, ограничился в основном дистанционным управлением, а непосредственное осуществляли архитекторы московской Управы благочиния С.Карин, И.Еготов и Селехов. Следуя в целом авторскому проекту, они кое-что исказили — в порядке «привязки к ситуации». Тем не менее, как свидетельствуют архивные документы той эпохи, «план Гва-ренгия везде удержан... и нынешний Гостиный двор... к Ильинке построен правильно, а... к Варварке построен не по конфирмованному фасаду».

Возводили его не весь сразу, а кусками — по мере покупки лавочниками будущих торговых мест, говоря современным языком — под заказчика. В 1805-м работы завершились. За 190 лет безудержной эксплуатации здание претерпело множество мелких изменений и к нашим дням дошло уже до та-

печать о них не писала, потому что среди арендаторов Двора числился «номерной» заводик. Конечно, авариям неон виной — да ведь и пресловутый стадион-базар в Лужниках ежели, упаси Господи, рухнет, то не из-за спортсменов...

ВОССТАНОВИТЬ НЕ ДОЛАМЫВАЯ

— Решение правительства Москвы о реставрации и реконструкции Гостиного двора, — говорит Шкураток, — было поистине героическим — и не потому, что требовалось отселить сотни арендаторов. Объект в таком состоянии, что легче его разобрать и собрать заново. Но поскольку это памятник — все же постановили потратить больше труда и денег, зато обойтись без его разрушения.

— Поначалу приняли просто волевое решение — в лучших наших традициях, — включился в беседу Сергей Борисович ТКА-ЧЕНКО, руководитель мастерской № 15 «Моспроекта-2» Москомархитектуры. — Но очень скоро работа приняла цивилизованные формы: заключили договоры, на объект пришли строители (к сожалению, чуть раньше проектировщиков...). Сейчас у нас трудятся около 3000 человек со всех концов СНГ: генподрядчик — корпорация «Трансстрой» — бывшее всесоюзное предприятие по сей день очень мощное. Москвичи же — по большей части мастера и квалифицированные специалисты. Получается, что объект наш, так сказать, обще-СНГовский, но в то же время чисто московский: финансирование целиком взяла на себя столичная мэрия.

— Работа идет круглосуточно, — продолжил Шкураток, — но не из-за сжатых сроков, а просто потому, что ее нельзя бросить ни на минуту, иначе возникнут локальные осадки, здание начнет «дышать», колебаться — сами понимаете, чем это грозит. По срокам-то мы даже в лучших условиях, нежели многие другие...

— Благодаря мэру, — добавил Ткачен-ко.— Еще зимой на выездном совещании он сказал: Гостиный двор — не Манежная и не Лужники, и нечего пытаться по старой традиции успеть «к седьмому ноября» (в данном случае к 7 сентября). Мы возрождаем

памятник архитектуры федерального и мирового значения, и спешка навредит делу. Посему нам дозволено сдать объект к следующему Дню города, в 1998-м, дабы завершить работы в нормальном реставрационном режиме. Весьма необычное решение для властей: обычно приходится аврально вкалывать, а тут — пошли навстречу буквально всем.

— А что вы планируете к 850-летию? — спрашиваем мы.

— Задача ограничена следующим: Двор должен радовать глаз. Иными словами — СНАРУЖИ выглядеть так, будто реконструкция закончена. Фасады, кровля, мансарды примут окончательный облик...

— ...строго соответствующий историческому, — добавляет Шкураток. — Сказанное относится и к внутренней планировке. Мы восстанавливаем даже то, что запроектировал Кваренги и от чего отказались московские архитекторы, воплощавшие его проект: лестницы, основные выходы галереи второго этажа, залы на нем же — ну, о них особый разговор. Фу дамент, по существу, возводим заново: сначала с небольшим шагом крест-накрест бурим (засвер-ливаем) сваи, затем по частям откапываем прежний фундамент и одеваем его в моно-литнье железобетонные рубашки — после чего, естественно, снова зарываем. Ворота оставляем единственные — с Хрус ального переулка...

— Как единственные? Есть же еще ворота с Варварки. А откуда пожарный въезд?..

— Он не нужен, — отвечает Виктор Михайлович. — Противопожарные приспособления — спринклерные системы, установки типа душевых, — мы монтируем внутри. Что же касается ворот с Варварки — кстати, слишком узких для пожарного въезда, всего 3 м шириной, — они появились, когда вырубили одну из колонн галереи первого этажа; теперь ее восстанавливают — соответственно и ворота исчезнут. С Хрустального же будет не въезд для грузовиков, а вход для публики — ибо переулок предполагается сделать чисто пешеходным.

Теперь о подвалах: в них разместятся три-четыре бара и множество складов. Ведь у Гостиного двора останется прежнее назначение — центр оптовой торговли. В здании и на внутреннем дворе разместятся торговые точки, офисы различных фирм, гостиница — без особого шика, но с трехзвездочными удобствами, обеспечивающими комфортабельный ночлег, — и, наконец, банк. Это главный потенциальный заказчик, под которого, собственно, и делается реконс рук ция. Пока, правда, точно не известно, кто займет вновь отстроенные помещения — Центробанк или один из коммерческих.

1. Строительная лихорадка на бывшем «черном» дворе.