Техника - молодёжи 1997-08, страница 36

Техника - молодёжи 1997-08, страница 36

шаткой лестнице: визжит электропила, пахнет сосновыми досками, работа кипит... Карелия издавна славилась деревянным судостроением — традиции поморских верфей живы поныне.

...В назначенный день Онегу с утра штормило. Сильный ветер трепал спущенные паруса мотавшихся у причала судов — участников регаты Петрозаводск — остров Кижи. При виде посеревшего и сморщенного озера даже несведущий понял бы: сегодняшняя гонка дастся нелегко.

«Князь Игорь» в ней не участвовал, зато часть его экипажа временно приняли в команды Святителя Николая» и «Эдиты». «Бриллью», «Виктория» и «Онега» уже стояли наготове.

Регата продолжалась более восьми часов. Юные мореходы ставили и убирали паруса, стояли за штурвалом, прокладывали курс, между тем палубы то и дело захлестывало водой... «Эдита» пришла первой. Спустя некоторое время финишировали остальные; последним прибыл «Святитель Николай», которому не повезло с ветром.

А потом были уха, приготовленная на костре, тишина заповедных Кижей, запахи цветущих трав, ночлег в старинном крестьянском доме, веселый фольклорный праздник наутро (в Кижи съехались ансамбли народной песни)... Но вот и пора догонять «Антарес», дожидавшийся в Лодейном Поле. До Петербурга оставалось совсем немного.

2 июля, суббота. «Князь Игорь» коснулся невской воды и, как положено новому деревянному судну, сразу дал течь. Пришлось установить круглосуточную вахту по вычерпыванию воды. Но это мелочь — главное, долгожданное свершилось: фирменный петрофлотовский казацкий струг

Два дня кают-компания теплохода напоминала КБ. Очень серьезные молодые люди, склонившись над листами ватмана, сосредоточенно чертили, измеряли, что-то писали каллиграфическим почерком... Шел конкурс на лучший проект пассажирского парусного корабля. Творческой фантазии предоставили полную свободу, но и здравому смыслу присутствовать тоже не возбранялось. Кто-то ор-пел над вариациями на темы яхт — участниц петрозаводской регаты, кто-то выду мывал нечто абсолютно новое, кто-то комбинировал...

Вскоре состоялась защита проектов. Авторитетное жюри в составе Секрета-рева, Драгушина и Щербаченко, отметив дос оинства и недостатки отдельных проектов, огласило вывод: чертежи выполнены на достаточно высоком профессиональном уровне. А победителям конкурса грех не выучиться на судостроителей и не реализовать свои идеи!

...Оставшиеся дни промелькнули, как один миг. Самым трудным оказался последний шлюз. Под проливным дождем на струге, вновь спущенном на воду, установили мачту. Сквозь открывшиеся шлюзовые створы показались зеленые холмы Коломенского и белый храм Вознесения. На пристани уже ждали родители — но им пришлось еще поволноваться, пока не подул попутный ветер: тогда «Князь Игорь», словно почувствовав, что на него обращены все взоры, гордо распустил парус и устремился к берегу. «Земля!..»

Остается добавить, что к 850-летию Москвы «Петрофлот» планирует завершить строительство нового судна — но об этом рассказ впереди. ■

Фото Анатолия ЖДАНОВА

идет по Неве! Маршрут — от Александро-Невской лавры до Зимнего. На борту 25 человек. Вычерпана со дна вода, надеты пухлые оранжев ie спасательные жилеты, все расселись по банкам. «Весла — на воду!»

Можно держать пари: до того никто на судах такого типа по Неве не ходил. А быть первопроходцем — совсем особое состояние, вызывающее совсем особые чувства. Каким-то иным зрением виделись снежно-белый Смольный с золотыми куполами, Финляндский вокзал с устремившимся к реке Ильичом, серая «Аврора», скучающая на вечном приколе. Гулко отдавались голоса под низкими каменными сводами мостов. Редкие прохожие с удивлением оглядывались на невиданное судно с горделивой деревянной птицей на носу...

Результатами трехчасового плавания остались довольны и капитан, и экипаж. «Князь Игорь» продемонстрировал хоро шую ходкость, маневренность и остойчивость — хоть сейчас в XIII в., на Днепр, на древнейшую дорогу «из варягов в греки»...

Через несколько дней экспедиция прощалась с Петербургом. В Александро-Невской лавре юных мореходов благословили на обратный путь и щедро окропили святой водой. Струг занял привычное место на верхней палубе «Антареса . Впереди был неблизкий путь домой — тем более интересный, что к продутым ветрами Онежского озера и испытанным суровыми волнами Рыбинского водохранилища матросам присоединился настоящий морской волк — Игорь Васильевич Секретарев, петербургский историк, специалист по старинным судам. Под его руководством на орту Антареса закипела не совсем обычная работа..

Участница петрозаводской регаты — шхуна «Онега» местного Клуба юных моряков.

ТЕХНИКД-МОЛОДЕЖИ 8 9 7

34