Техника - молодёжи 1997-10, страница 6

Техника - молодёжи 1997-10, страница 6

ции этих осадков бессмысленно, так как они ниже любых предельно допустимых норм. Выходит, что природа, к счастью, сама справилась с наиболее страшным последствием катастрофы. Почти справилась.

— Итак, внутри четвертого блока осталось не более 10% топлива, но и это примерно 20 т — тоже немало. Могут ли они привести к новой трагедии, как утверждают некоторые специалисты, если в него попадет вода, пр изойдет разогрев и сформируется критическая масса?

— Однозначно — нет. Во-первых, там нет никакого нагрева, температура близка к атмосферной. Во-вторых, эксперимент с во дои давно состоялся. Дело в том, что лава 26 апреля уже и так попала прямо в бассейн-барботер, из которого воду еще не спустили. И ничего страшного не произошло.

— Выходит, блок безопасен? Зачем же тогда с роить новый «Саркофаг», на лучший проект которого Украина провела международный конкурс? Зачем тратить миллиарды долларов?

— Даже если внутри находится меньше процента ядерного топлива, объект остается радиоактивно опасным. Значит, остается и проблема: что с ним делать? В 1993 г. по итогам конкурса правительство Украины предпочло зарубежный проект, предполагавший сооружение нового укрытия. Но в конце прошлого года руководители государства передумали и остановились на варианте, в разработке которого учас вовал и я: блок разобрать, а топливо удалить.

Что же касается пророчеств о грозящей ужасной катастрофе — они надуманы.

— Но зачем? Пугать — выгодно

— Вот вам еще факт для размышления. За годы после аварии блок буквально завалили такой массой поглотителей нейтронов — бора и гадолиния — что ее десятикратно хватило бы для остановки всех реакторов мира. Но об этом ни в одном отчете по ядерной опасности четверто о блока нет ни слова. Почему? Думаю, чтобы и дальше нагнетать страхи. И за счет этого — существовать. Ведь пока Чернобыль остается синонимом чего-то ужасного, а проще говоря, якоОы может снова грохнуть, — до тех пор очень многие будут получать зарплату, ничем в действительности не рискуя.

Понятно, что эти «многие» будут сколько возможно стоять на своем: что 90% топлива — там! Что сверху все закупорено филь

Трубопроводы, по которым поступала вода для охлаждения активной зоны, разорваны (указаны стрелкой). Из них истекали струи водородной плазмы, оставиашие прожоги на многих конструк иях.

трующим слоем! Что снизу добраться к топливу не даст залитый в 1986 г. бетон и т.д.

— О бетоне я никогда не слышал...

— Это замечательная история. В книге воспоминаний бывшего премьера Н.И.Рыжкова, возглавлявшего оперативный штаб Политбюро ЦК КПСС, написано, что в шахту реактора закачали 400 ООО кубов бетона. И эта цифра никого не смущает. Хотя если прикинуть, то блок должен быть не просто закупорен доверху — бетонная гора возвышалась бы до половины вентиляционной трубы.

— Беседуя с вами, не могу отделаться от такой мысли. У нас отличные атомщики. Неужели они не разобрались, что произошло в Чернобыле? Не додумались до модели, которую вы описали?

— Этот вопрос и мне долго не давал покоя. Постепенно пришел к такому объяснению.

Вот произошла авария. Казалось бы, кого отправлять на АЭС, ч обы разобрались в причинах? Конечно, прежде всего лучших специалистов по ядерным реакторам и ядерным взрывам. И такие асы были в тогдашнем Минсредмаше, ныне Минатоме. Но именно их-то и не послали в Чернобыль! Возглавили научный штаб академик В.Легасов — химик и академик Е.Велихов — термоядерщик, который сам признался в телепередаче «Момент истины», что ядерных реакторов не знает.

Затем организуется научная экспедиция Курчатовского института в Чернобыль. И опять в ее руководстве нет специалистов по ядерным реакторам. Более того, подавляющее большинство приехавших сотрудников до Чернобыля никогда не работали в особо вредных условиях. Конечно, у кого был интерес и желание, те освоились в непростой обстановке. И это огромная их заслуга.

Но иногда кажется, что на место трагедии сознательно направляли не специалистов, в расчете, что они ничего толком не смогут понять и докопаться до причин. И это понятно. Ведь объяви в 1986 г всему миру, что вылетело 90% топлива ядерная энергетика, почти наверняка, оказалась бы под угрозой полного свертывания.

— Значит были те, кто все знал и молчал?

— Думаю, да!. В книге А.Ярошинской «Чернобыль. Совершенно серкретно» вышедшей в 1992 г., приводится секретное письмо Б.Щербины Н.Рыжкову от 29 июля 1986 г. Там есть такая фраза: «На территории станции выброс топлива оценивается в 0,3% (в три тысячи раз меньше, чем предполагалось ранее)». Перемножим эти цифры, получим 900%. Конечно, здесь явная ошибка, а на самом деле, я думаю, речь идет как раз о тех 90%.

— Но истина рано или поздно должна была всплыть...

— Вовсе не обязательно. Те, кто направлял в Чернобыль людей, были уверены: дураков, которые полезут в шахту, где радиоактивность 1000 рентген в час, не найдется. Но они нашлись. Даже много. И сейчас требуют вернуться к рассмотрению причин аварии.

— Ну что же, надеюсь вы своего добьетесь. Я

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ

ЗВЕЗДОЧЕТ

ТОЛЬКО У НАС

✓ новости

АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ

✓ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ГИПОТЕЗЫ

✓ НЕОБЫЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПАРАДОКСЫ

✓ ИСТОРИЯ НЕБА, МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

✓ ЧТО И КАК НАБЛЮДАТЬ НА НЕБЕ

✓ АСТРОНОМИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

✓ ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ АСТРОНОМИЯ

✓ ТЕЛЕСКОПОСТРОЕНИЕ

Подписка на журнал Е S3: с 4 г принимается без ограничений во всех отделениях связи на территории России и стран СНГ Подписной индекс журнала в каталоге "Газеты и журналы' агентства "Роспечать" Справки по тел