Техника - молодёжи 1997-11, страница 38

Техника - молодёжи 1997-11, страница 38

Однажды...

Порядок, равнозначный беспорядку

В конце 1819 г экстраординарный профессор Казанско о университета Н.И. Лобачевский (1792—1856) по распоряжению попечителя был назначен в специальный комитет «для окончательного приведения в порядок» университетской библиотеки. При обследовании ее каталога, составленного библиотекарем, профессором М.Л. Стролем, он обнаружил, что ал-фа итная система применялась им равнозначно, как для названии книг, так и для фамилий их создателей. Причем в последнем случае можно было встретить то фамилию автора то его имя, а то и фамилии переводчика, издателя. Более того, попадались даже оглавления книг. Так что одно и то же сочинение фигурировало иногда под разными наименованиями в разных мес ах этого списка.

В своем «донесении на устройство библиотеки» руководству университета великий математик, специалист точных наук, писал: «Этот каталог, по справедливости сказать, составлен с чрезвычайным небрежением, наполнен ошибками, и, несмотря на то, что в нем кажется, соблюден какой-то порядок, он преде авляет столько же мало удобности как и каталог, написанный без всякого порядка».

Вскоре Николай Иванович и

сам был назначен университетским библиотекарем, и 21 июня 1829 г. доложил Совету заведения о завершении работ по составлению новых удобных в работе каталогов. □

Способ укладки чемоданов

Профессор Московского университета, математик Н.В. Бугаев (1837—1903) был своеобразным человеком. Он все делал по особому. У него на все были свои методы. Метод наливания чая, метод насыпания сахара, метод очинки карандаша и

метод вытирания пыли. Были также методы мнемотехники, очистки картофеля и даже морения тараканов Весьма оригинально он выбрал себе спутницу жизни. Как писал его сын, поэт Андрей Белый, «отец, увидев мать, увидел искомую им формулу соотношения пропорций: лба, носа, рта». Впрочем, замечает далее он, «по-видимому, было нечто в пропорциях, потому что их отметил и Константин Маковский» выдающийся художник, взяв голову матери образцом для одной из картин.

При путешествиях профессор для своего многочисленного багажа заводил специальный реестр, где регистрировалась каждая укладываемая вещь. Так, шифр A, III, СВ означал, что данный предмет находится в сундуке А, третьем его отделе нии, а направление поисков -северо восток.

В наше время, время много-

численных переездов и переселений, опыт этот может пригодиться, как бы комично он ни выглядел со стороны. Впрочем, Николая Васильевича даже близкие считали чудаком. □

Неизвестное об известном ...А получилось как всегда

История о том, как в России узнали, что именно их соотечественник, а не англичанин Г. Дэви, впервые открыл электрическую (вольтову) дугу, достаточно широко известна. В 1887 г. любознательный студент Петербургского университета, находясь на каникулах, в провинциальной библиотеке обнаружил книжку, изданную в 1803 г., автор кото-рои подробно описал это электрическое явление, наблюдавшееся им годом ранее, и предложил использовать его для освещения. Уже несколько лет дуговыми лампами освещались Париж и Лондон, Петербург и Берлин, но только через 85 лет стало известно имя первооткрывателя, и ему немедленно посвящается ряд статей в журнале «Электричество». Речь идет о петербургском профессоре В.В. Петрове (1761 — 1834). Значимость применения его открытия в технике была столь очевидна (достаточно вспомнить электросварку), что многие начали задаваться вопросом: как же в России могли «проморгать» это? После дебатов пришли к мнению, что на на

учную книгу, написанную рус ским языком, ни отечественные, ни зарубежные исследователи не обратили внимания. В самом деле, в те времена в России почти все научные работы писались на латинском, французском и немецком языках, и многие иностранцы-профессора, рабо авшие у нас даже не удосуживались изучить русский. На том все и успокоились.

Но вот другая история - тоже и с электрической дугой, и с нашим соотечественником, и с аналогичным результатом. Оказывается, мы первыми научились не только зажигать ее, но и гасить, когда надо!

Дело в том, что она возникает не всегда там, где полезна человеку. Допустим, требуется разорвать цепь питания двигателя электровоза при напряжении 1000 вольт и токе в сотни ампер. Тут-то и появляется «вредная» электрическая дуга длиной до метра, которая ежи ает контакты, вызывает оплавление проводников и зачастую приводит к пожарам. Русский электротехник, известный нам по внедрению системы трехфазного тока, М.О. Доливо-Добровольский (1862—1919) предложил помещать выключающие контакты в специальную камеру которую назвал искрогасительнои. Суть заключалась в том, что дуга в этой камере разбивалась на части существующими в ней перегородками, а затем гасла. Работая в Германии, изобретатель получил местный патент №266745 от 1 ноября 1913 г. Впоследствии камеру стали именовать деионной решеткой. Однако немцы применения ей не нашли. А спус я 16 лет специалисты американской фирмы Вестингауз повторили изобретение и успешно внедрили его в практику. Опомнившись, немецкие электротехники Кон и Уль-

рих в 1930 г. срочно подвергли сравнительным испытаниям решетку Доливо-Добровольского - она оказалась ничуть не хуже американской. О том поспешили оповестить мир, но, как говорится поезд ушел.

Итак, первые зажгли и первые научились гасить электрическую дугу. Но об этом соотечественники узнали только после смерти первооткрывателей. Обыкновенная российская история. □ Борис ХАСАПОВ инженер, г Новороссийск

Биография предмета Сирена

Это случилось в 1854 г. в Канаде. Необычайно густыми выдались в ту пору туманы в порту Сент-Джон Несколько морских катастроф последовали одна за другой. Не помогали никакие звуковые эксперименты: выстрелы и колокольный звон словно бы вязли, глохли. Предупредительные сигналы доносились в тот момент, когда уже было поздно и на судах не могли принять должных мер к их спасению.

Читая очередные сообщения азет о происшедших нес асть ях, горожане, чья жизнь была так или иначе связана с морем, лишь яжело вздыхали. Разумеется, не был в стороне от общих забот и местный учитель музыки Роберт Фоулс.

Однажды поздним вечером, возвращаясь домой, он еще издали услышал какие-то звуки, и не мог сначала определить, откуда они исходя Но чем ближе подходил он к дому, тем явственней их различал: кто-то, казалось, пытается и рать на фортепьяно и ударяет почему-то только по басам. Впрочем, постепенно послышались и более высокие тона Ко да же учитель перешагнул порог дома, то по мелодии определил, что на фортепьяно играет его дочь.

Взволнованный Фоулс задумался: неужели тона распространяются в тумане по-разному? Какой из них слышится дальше всех? Он взял фонарь и вышел из дома, попросив дочь играть гамму медленно и последовательно, пока он не вернется.

Фоулс останавливался через каждые сто шагов и прислушивался. Сначала перестали доноситься высокие тона, затем средние. Он удалился уже на тысячу шагов, а самый низкий тон все еще стоял в ушах...

В последующие дни Фоулс обивал поро и местных чиновников, отвечающих за безопасность судоходства. Но в ответ всюду слышал смех и издевки, когда заговаривал об изобретении, которое может принести немалую пользу морскому делу. Ему не верили ни старые «морские волки», ни те, кто завтра должен был отправиться впервые поспорить с волнами.

Однако Фоулс не сдавался. «Я сделаю все сам и докажу, кто прав», - решил он. На острове у входа в порт он ус ановил паровой котел, соединил его через трубу со свистком, нанял кочегара и попросил его непрерывно поддерживать необходимое давление пара.

А погода как назло вдруг наступила прекрасная и была такой около трех недель. Но, наконец, снова пал туман. Фоулс добрался до своей невиданной сигнальной системы на лодке и оглянулся на город. Белая пелена тумана пло но окутывала дома, и ничего не было видно. Все звуки замерли.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 ' 9 7

36