Техника - молодёжи 1997-11, страница 9

Техника - молодёжи 1997-11, страница 9

ИЗ И С Т О Р

на типовую инструкцию по эксплуатации зданий.

Но ясно, что ни то, ни другое никак не годилось для подземных командных пунктов или шахтных ракетных установок. Уникальная, запредельно дорогая военная техника, которой были набиты подобные сооружения, не просто включала весьма сложные агрегаты, но представляла собой единый комплекс и должна была находиться в постоянной боеготовности. А это требовало сверхнадежной работы и, соответственно, специфических режимов эксплуатации электрических систем, лифтовых установок, водоснабжения и канализации, поддержания строго заданного температурно-влажностного режима и т.д.

Без всякого преувеличения можно сказать, что подземный командный пункт или

1. Установка стратегической ракеты (РСД) а шахтное сооружение.

2. Стратегическая ракета (МКР) в шахте.

ИИ С О В Р Е

шахтное сооружение (ил.З) по сложности и взаимосвязанности элементов оборудования не уступает самой крупной военной подводной лодке. Единственное отличие — двигаться им не надо, а в остальном все удивительно сходно, вплоть до организации непрерывного дежурства и управления (ил.4). А теперь представьте себе вышедшую в боевой поход субмарину, руководства к эксплуатации которой еще не написаны...

Создание РЭСС — Руководств по эксплуатации специальных сооружений и технических систем стратегических ракетных комплексов МКР и РСД стало основной задачей нового Главного инженерного управления РВСН, формируемого генералом О.К.Агатовым. И весной 1963 г., едва подошла к концу строительная эпопея, он пригласил меня организовать и возглавить эту работу. Запомнилось такое обещание: «Если сделаешь — поставим тебе золотой памятник». Золотого, равно как и другого, я, конечно, не ждал, но важность дела ощутил вполне и согласился. Меня, тогда молодого майора-проек-тировщика, молниеносно перевели на должность полковника Центрального аппарата МО.

...Вспоминая сейчас все перипетии нашего издательского марафона, я думаю,

3. Схематический разрез шахтного сооружения. Цифрами обозначены: 1 — шахтное сооружение; 2 - оголовок шахты с технологическими помещениями; 3 — открывающаяся фортификационная (защитная) крыша, 4 — газоотводвщий лоток; 5 — железобетонные тюбинги шахты; 6 — металлическая гидроизоляция шахты; 7 — технологические помещения; 8 — металлическое ограждение газо-отводящего лотка; 9 — лифтовый короб; 10 — коммуникационный короб.

что успешно финишировать в нем мне помогло, наверное, только то, что к тому времени судьба сделала меня, как иногда выражаются, «опасным человеком». Далеко не одного меня, конечно. Такими стали сотни, если не тысячи людей, прошедших жестокую школу строительства и космодромов, и других стратегических военных объектов.

Дело тут не в том, что я был молод (ил.5) и энергичен (в Высшем военно-инженерном строительном училище и Инженерной академии входил в сборные по боксу, футболу, хоккею и шахматам) и имел хоро-

5. В.И.Гришков, 1960 г.

шую квалификацию. И даже не только в том, что хорошо знал все основные организации, связанные с созданием ракетных комплексов, и систему управления ими, а на головных объектах, как руководитель авторской проектной группы, лично контактировал со многими руководителями партии и правительства, контролировавшими эти работы.

Все определялось тем, что шла «холодная война», и наши объекты были ее передним краем. Задачи ставились всегда просто: «Максимально быстро и любыми средствами». За ценой, как говорится, не постоим. Приведу лишь два примера — может быть, и не самых эффектных, но, думаю, хорошо передающих напряженную атмосферу тех грандиозных строек.

В 1957 г., за сутки до начала комплексных испытаний на космическом старте в Байконуре выяснилось, что в технологическом проекте не предусмотрели систему дренажа кислорода, и при заправке ракеты пары его образовывали густой туман, не позволявший наблюдать через перископы из подземного командного пункта за подготовкой пуска. Это срывало планы комплексных испытаний. В 14.00 от имени Главного конструктора С.П.Королева мне дали команду: срочно выполнить проект дренажа, а строителям и монтажникам к 9.00 следующего дня смонтировать систему. Итого на работу отпускалось 19 часов.

Самым трудным, ключевым участком трассы дренажа был его горизонтальный вывод иэ проходного канала, идущего на

4. Командный пункт ракетного комплекса. Одно из помещений с пультами управления.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 ' 9 7