Техника - молодёжи 1997-12, страница 53

Техника - молодёжи 1997-12, страница 53

венной англиканской церковью и католиками, поддерживаемыми испанским королем и орденом иезуитов. Все правление Елизаветы I прошло под постоянной угро зой испанского вторжения и внутренних католических заговоров. Многие англичане-католики эмигрировали на континент Они создали в европейских государствах свои центры, целью которых было под держка собратьев по вере на родине, и возвращение Англии в лоно католической церкви.

Будучи агентом Уолсингема, Марло объехал ряд таких центров, выдавая себя за перешедшего в католицизм. Его задание сводилось к сбору в эмигрантской среде сведений о деятельности и планах католического подполья в Англии. И судя по реакции Тайного совета он справился с ним блестяще

Через год после того как Марло окончил университет, на сцене прошла ei о первая пьеса «Тамерлан Великий», имевшая большой успех. Он отказался от карьеры священника и стал популярным драматургом.

Истинную же всеевропейскую славу Марло принесла вышедшая в свет уже после его смерти «Трагическая история жизни и смерти доктора Фаусте». Эта работа оказала огромное влияние на всю последующую литературу о «дьявольском докто ре>, в том числе и на сочинение Гете.

Фауст Марло — это не просто продавший душу дьяволу колдун или шарлатан, а ученый, прибегающий к помощи темных сил для выполнения высокой научной миссии — исследования границ человеческого опыта и познания. Но, несмотря на искреннее поэтическое чувство, владевшее автором, произведение представляет собой апологетику сатанизма и черной магии. Что подчеркивают и разбросанные по всей пьесе грубые нападки на христианство.

Создается впечатление: драматург настолько уверовал в историю полумифического доктора Фаустг что тот стал длг него объектом подражания, своего рода идеалом. Возможно, в его образе он выразил некоторые черты своего характера или даже те черты | которые ему хотелось бы видеть у себя. А что самое зловещее: создав своего Фауста, Марло, похоже, накликал на себя такую же смерть ка кая постигла «дья Вольского доктора»

Убийство в гостинице вдовушки Буль

В мае 1593 г. над головой Марло сгустились тучи. Ему был вручен вызов в суд Правда, у него и раньше были кон фликты с законом. Так он сидел в Крг :тофер Марло тюрьме за участие

в уличной драке, в которой погиб человек был под судом и за потасовку с городскими стражниками, однако на этот раз все обернулось куда серьезней...

В ходе очередной операции по выявлению католических заговорщиков властями был задержан известный драматург Томас Кид, с которым Марло когда .о проживал на сдной квартире. В конфискованных бумагах Кида не обнаружили доказательств государственной измены зато они содержали высказывания в грубой форме отрицавшие божественную сущность Христа. А это была уже злостная ересь, караемая смертью. И на допросах с пристрастием

Кид, спасая себя признался, что оные записки принадлежат Марло.

Слушанье дела было отменено в связи с вспыхнувшей в Лондоне чумой, и Марло отпустили под денежный залог, обязав явиться в суд по первому зову. Но через 12 дней молодого дрематурга не стало.

3D мая в небольшой гостинице принадлежавшей вдове Буль в деревье Дент-форд, что в 5 км от Лондона собралась теплая компания из четырех мужчин. То были мошенники чистой воды Ник Скирс и Ингрэм Фрэизе| и два агента секретной службы Роберт Поули и Кристофер Марло Компания беспробудно пьянствует весь день, а к вечеру попойка заканчивается дракой между Марло и Фрэйзером. Марло выхватывает кинжал, висевший на поясе Фрэйзера, и наносит ему два удара в голову. Но более сильному или менее пьяному Фрэйзеру удается обезоружить противника и вонзить тот же кинжал в правый глаз Марло, который и скоичался на месте.

Фрэйзера арестовали, но вскоре выпустили на свободу ибо. по показаниям сви детелей, речь шла об очевидной самоза щите, адекватной нападению.

Такова официальная версия гибели одно; о из самых многообещающих драматургов того времени, но некоторые дотош ные историки сомневаются в ней.

Справедливое их подозрение вызвала прежде всего поспешность похорон Марло: менее чем через двое суток после смерти. Подозрительно было и то, что суд безоговорочно поверил показаниям двух свидетелей Скирса и Поули, которые вполне могли сговориться между собой. Есть и еще ряд весьма уязвимых мест в расследовании. На основании всех этих подозрений появилась вторая версия, также не отличающаяся большой оригинальностью, Согласно ей. Марло «убрали» по приказу руководи i елей секретном службы как человека, который слишком много

Уильям Шекспир. Некоторые историка счи тают, что под этим псевдоним ом скрылся oi недругов Кристофер Марло. Так оно или нет, не Судем гадать — во всякое, случае, год их рождения совпадает, их портреты удивительно схожи и они считаются соавторами некоторых пье*~

знал Предполагали Марло мог быть убит коллегами-агентами из за того, что имел на них какой-то компромат.

А сравнительно недавно, в 1955 г., английский писатель Кэльвин Гофман выдвинул третью версию: Марло никто не убивал, он попросту скрылся от церковного преследования. Сговорившись, четверо приятелей заманили в гостиницу какого- то неизвестного матроса, прикончили его и выдали изуродованный труп за тело Марло, после чего тот, взяв себе имя Уильям Шькспир, словно в насмешку написал комедию «Укрощение строптивой» и еще почти 24 года продолжал создавать свои бессмертные творения.

Большинство шекспироведов отвергло эту версию, как абсолютно бездоказательную, но справедливости ради отметим, что портреты Марло и Шекспира обладают большим внешним сходством.

Эпилог

Нетрудно заметить что в реальной биографии драматурга и шпиона Кристофера

he Fragicail Hiftorie of]

the Life and eath of* Doctor Fauftus.

Wiihncw Additions.

Wr..TCii by С н. МАЛ.

Перьое издание «Трагической истории жизни .1 смерти доктора Фауста».

Марло есть много общего с биографией полулегендарного доктора Георгиуса Фауста.

Оба были по образованию богословами, оба были авантюристами, находящимися в постоянных неладах с законом оба пусть в разной степени, интересовались оккультизмом, оба добились в жизни определенных yci юхов и были вхожи в дома сильных мира сего. Но и тот, и другой оставались до конца дней представителями маргинальных слоев европейского общест ва

В кончине Марло и Фауста также немало совпадений. И Фауст и Марло умерли насилье-. вениой смертью при загадочных обстоятельствах в стенах гостиниц, и оба получили ранение в глаз. Гибель того и другого была воспринята церковью, как небесная кара безбожникам и нечистивцам

Давно замечено: нередко писатель повторяет судьбу созданного его талантом литературного героя, но с произведением Марло дело обстоит сложнее. Он отчасти повторил печальную судьбу не измышленного им Фауста а его реально жившего прототипа, который лишь отдаленно напоминал тот «символ человеческого стремления к познанию мира» что вышел из-под пера драматурга. ■

Т X Н И К -МОЛОДЕЖИ 1 219 7

51