Техника - молодёжи 1998-03, страница 54

Техника - молодёжи 1998-03, страница 54

ч т о

3 А

СЕНСАЦИЕЙ

Все действительное — разумно, все разумное — действительно.

Иммануил КАНТ

На Брюссельской выставке 1997 г. американцев настолько потряс российский автогенный аппарат, что они обратились за подсказкой... к священнику. И то правда: в установку заливают воду, а получают горящий факел — не иначе как с сатаной якшаются русские! Между тем секрет-то прост до гениальности: как у всякого вещества, у воды есть четвертое агрегатное состояние — плазма с температурой 7 — 8 тысяч градусов (см. «ТМ», № 2 за 1998 г.)... Сей эпизод, имевший место три месяца спустя после московских гастролей ниста Дэвида Копперфил-да (Додика Коткина), упомянут не случайно. Водо-

МАГИЯ

цами, — типичный трюк в ci да! С чего и позвольте нача IX чудесах.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО УСЕКНОВЕНИЮ ДЕВИЦ

Прелестная юница в рубище осужденного стоит на коленях под столом, просунув голову сквозь его круглое отверстие в большой ящик с прозрачной передней стенкой (или вообще без нее?) и дыркой в днище. Подходит палач Коп-перфилд, взмахивает огромным палашом... Через секунду показывает зрителям ящик с отрубленной девичьей головой. Потом ставит его на место, улыбающееся лицо пропадает, и из-под стола как ни в чем не бывало выныривает ассистентка, естественно, без каких-либо следов надрезания на шее.

Ну, где находилась девушка, пока Копперфилд разгуливал по сцене с якобы ее якобы головой в руках, понятно — сидела под столом, спрятавшись в рубище. А вот что все-таки маг показал публике? Телевизор «Юность» с автономным питанием? Что-то там было странное... Ну конечно, голограмма! Беспроигрышный вариант: продолжительность опыта невелика, фигуру мага окутывает полумрак, да еще музыка отвлекает — поэтому трудно разглядеть детали.

К тому же мастер не дает зрителю ни вздохнуть, ни охнуть: на сцену выходит щит с нарисованной на нем женской фигурой, только дамская голова высовывается сверху, да настоящие кисти венчают горизонтально нарисованные руки: на зарядку становись! Сейчас, сейчас будет вам зарядка. Огромный нож с косым лезвием зависает над физкультурницей, та, кокетствуя, прячет голову за щит — на его середину нацелено орудие, изобретенное врачом Гийотеном и сыгравшее видную роль в истории Великой французской революции... Наконец — о ужас! — лезвие обрушивается на щит, рассекая его пополам. Почему-то половинки сохраняют равновесие; чрез малое время их сводят воедино, и — о радость! — над щитом опять воздвигается женская головка, снизу шевелятся ножки, по бокам — ручки...

Сошлемся на практику мистера Холмса. «Зачем такой большой гроб для такого маленького тела? Да чтоб осталось место для еще одного!» Зачем такой широкий щит? Да затем, чтоб за ним спрятались две ассистентки, из которых голову показывает лишь одна! Во время падения ножа обе красавицы стоят по разные стороны от траектории его движения. А чтоб зритель не отвлекался на созерцание двух пар ног внизу, их и не освещают.

(У нас в России разыгрывают представления повеселее. Борьбу нанайцев помните? Два черноволосых крепыша пыхтят, катаются по полу, пинают друг дружку ногами и даже перебрасы вают через себя. Зал помирает с хохоту. Поеди нок заканчивается ничьей — и... перед изумлен ной публикой раскланивается один артист, запно выросший из двух сражавшихся! Он и рас

КАК ЗЕРКАЛО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

когда пила елозит по ее шейке, тоже улыбается. Все видят, как зубья доходят почти до нижнего края передней стенки...

...захватывая, кроме нее, только верхнюю и малую часть задней — ведь маг держит ножовку косо! Недорез, маэстро! А то, что шкаф слегка великоват для человеческого тела, не бросается в глаза — ведь он выкрашен посередине в белое, а по периферии, проваливающейся в темноту сцены, — в черное, благодаря чему и кажется обманчиво узким на уровне талии.

Вивисекторские экзерсисы сменяются — явно для роздыху — карточными фокусами. Зритель заказывает вытащить семерку пик из надутого (цельного, без прорезей!) резинового шара с ральными картами внутри. Дэвид послушно чет рукой в его упругую поверхность и, смяв ее наугад касается карт ладо нью, тыльная сторона i рой скрывает семерку заблаговременно ную из кармана. А там, в кар-мане-то копперфилдовском, колода тщательно рассортирована по мастям и достоинству...

крывает обман: сзади к борцовскому костюму пришито туловище-бис с головой-бис и рукава-ми-ногами, куда артист просовывал руки и ловко поддевал ими свои же ноги!)

...Но гремит музыка, из-за кулис вывозят стойку с вертикальным фанерным шкафом на шарнирах. Он ярко освещен, остальное тонет в темноте. Юная красавица в белом заходит в шкаф, просовывает в его дырки голову и руку. За дело! — двое в черных фраках поворачивают шкаф горизонтально, и с отвратительным скрежетом Дэвид принимается распиливать его поперек ножовкой на разных уровнях. Девушка хоть бы пикнула — нет, улыбается, сердешная. И

ЛЕВИТАЦИЯ

Чего только не напридумывала пресса о знаменитых полетах Дэвида над сценой! Легковерные репортеры всерьез писали, что он — инопланетянин, симулирующий гуманоидность, и владеет антигравитацией. Кто-то более умудренный утверждал, что мощные магниты притягивают Коп-перфилда за сверхпроводящую магнитную жилетку под костюмом — и маг порхает, окутанный для пущей эфирности клубами диоксида углерода, с брикетов сухого льда испаряющегося...

Возможно, Дэвид — пришелец. Возможно, среди его жилетов есть магнитные. Но левитирует он потому, что подвешен к потолку кевларовы-ми нитями толщиной 1 мм! Их расчетная прочность при длине 5 — 7 м составляет 800 — 1000 МПа — значит, четырех нитей довольно для телесного вознесения мага над сценой. Поди разгляди их в дыму и мелькающих огнях! Еще 8 нитей — и в полет вместе с боссом отправляются две ассистентки. Полетали, приземлились — маг, оставив девушек, исчезает, чтобы тут же возникнуть в глубине зала, откуда его выхватывает луч прожектора. И не успеешь заподозрить, что это, может быть, двойник, — опомниться некогда. Что ж, правильно: «Все надо делать быстро, чтобы публика не успела понять, как это происходит» (Игорь Кио).

Как выясняется вскоре, Дэвид способен поднять в воздух не только себя и двух дам, но даже пульмановский вагон. Его выкатывают на рельсы, уложенные по сцене, накрывают до пола брезентовым чехлом, тот подцепляют за петли спущенными сверху крюками... То есть имеется в виду, что чехол поднимут на тросах, а вагон взлетит с ним за компанию? Ну-ну... И правда, через пару минут брезент поплыл кверху, постепенно съеживаясь в бесформенную кучу (!), показался рельсовый путь — ах, как хочется, чтобы на нем что-нибудь стояло или лежало! Но ничего нет: вагон исчез. Левитация с сублимацией?! И чем, кстати, вызвана двухминутная проволочка перед взлетом?

То-то и оно. Она вызвана необходимостью убрать вагон под сцену. Опустить ее участок, скры тый чехлом, вручную откатить «пульман» i ронку, поднять участок. Перечисленные опера ции выполнены при помощи платформы с парал лелограммным механизмом, приводимым в дей ствие гидроцилиндрами. Недешево стоит низация сия — как, впрочем, и другие масштабные опыты г-на Коткина.

ЖЕЛУДОЧНЫЙ ТРАКТ ДАВИДА

Копперфилда по праву считают знатоком магии. Не зря же купил он уникальную библиотеку ее секретов от древнейших времен до наших дней! И за какую сумму купил — за 80 млн долларов! Впрочем, расходы на постановку иных трюков с ней соизмеримы — ведь не божественными силами летает панночка в гробу вокруг бурсака Фомы

Т Е X Н И К А - М О Л О Д Е Ж И 3 9 8

ЕГ