Техника - молодёжи 1998-03, страница 55(см. кинофильм «Вий») или Дэвид с панночками над сценой. Налетавшись вдоволь, он переходит к новым забавам. Сзади к нему подходит женщина, приседает... как-то вся сужается и — ввинчивается, извиваясь, в его костюм! Из копперфилдова пупка вылезает голова, потом руки — наконец, ассистентка возникает целиком. Бурные, продолжительные аплодисменты, все ахают... Отвлечемся немного. Вспоминает Игорь Эми-льевич Кио: «Однажды знакомый пианист рассказал мне свой сон: играет он на концерте, и вдруг рояль поднимается в воздух, а музыкант продолжает играть, паря над сценой. И я сделал такой фокус». Хотя, если идти, что называется, ab ото, то подобные трюки описал еще Герон Александрийский (ок. I в.) в трактате «Катоптрика» — этот термин у древних греков означал раздел оптики, изучающий законы отражения, Герон приводит рисунок и описание устройства для явления богини мудрости Афины Паллады эллинам. Ее изваяние спрятано у задней стены храма за жертвенником и народу не видно. Сзади к жертвеннику прислонено наклонное зеркало, над статуей укреплено второе, тоже наклонное. Стоит богиню осветить — тут, понятное дело, требуется помощь смертного, — и она, отразившись в верхнем зеркале, воспаряет над потрясенными гражданами. Прошли тысячелетия, а техника осталась прежней — два зеркала; добавилось лишь устройство для изменения угла наклона одного из них, предпочтительно нижнего. Однажды у Кио во время представления случился курьез: рояль с музыкантом, полетавши, опустились на сцену и увязли в ней по колено... (Это ассистент, увлекшись, повернул нижнее зеркало на слишком большой угол.) Вернемся к Копперфилду. Конечно, никто через его внутренности не протискивался. Просто он был облачен в зеркальный напузник, наклоненный несколько к полу. Тут использовались сразу два эффекта — отражение и анаморфиро-вание (изменение пропорций изображения с помощью кривого зеркала, как в комнате смеха). Женщина, ползущая между ног мага — а тот их расставил пошире, будто устойчивости ради, — отразившись в напузнике, кажется тоньше, чем есть. Впечатлению способствует затеняющее прикрытие перед артистом: зрителям остается глазеть только на его живот. Хотите убедиться? Встаньте перед трюмо, прислоните к животу настольное зеркало, между ног зажмите свою болонку, наклоните зеркало так, чтобы оно отражало ее отражение в трюмо, ослабьте хватку — и любуйтесь (глядя в трюмо), как вырывается собачка из ваших потрохов. Заменяем болонку блондинкой — получаем искомое! Кстати, схожим способом маскируют передвижение военной техники. Верхнее светоотражающее покрытие боевой машины воспроизводит отраженный наклонным зеркалом пейзаж — его и видно со спутника или разведсамолета, а техника проезжает незамеченной, ПРОПАЛА СТАТУЯ СВОБОДЫ, НАШЕДШЕМУ ПРЕМИЯ... Ночь. Манхэтген. Статуя Свободы в свете прожекторов. Те гаснут, опять вспыхивают, мы видим молочный туман, клубящийся вокруг лучей, — и... ничего более. Украли подарок французов Тринадцати североамериканским штатам, на глазах увели! Да не волнуйтесь, на месте подарок. Лучи скрестились на полсотни метров ближе к нам — высвеченного пространства довольно, чтобы сделать невидимым то, что за ним. И вообще, если откровенно, исчезновение статуи Свободы —детская игра. Куда масштабней была светомаскировка волжских пристаней и заводов от налетов люфтваффе! Ее разработал и организовал 57 лет назад академик Сергей Вавилов, брат великого генетика. Маскирующая картина воспроизводилась на макете, его освещали скрытой прожекторной установкой, отраженный свет падал на наклонное стекло и уж от него отражался на маскируемый объект — с увеличением размеров, пропорционально расстояниям от макета до стекла и от него до объекта, и уменьшением яркости, соответственно ночной освещенности земной поверхности. А где-нибудь в другом месте аналогичным способом создавали ложные цели, на которые с яростью набрасывалась одураченная авиация Геринга... Кажется, пора подводить итоги. Что ж получается— ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ? Позвольте, а самооткрывание ворот египетского храма при зажигании жертвенного огня (путем преобразования энергии пара в механическую работу)? А двигатель доктора Орфиреуса, едва не обманувший Петра Великого (якобы вечный, на самом деле магнитный)? А живая голова на тарелке (лежащая на столе с зеркальной передней стенкой, за которой сидит на низенькой скамеечке ее, головы, обладатель)? А фокусы Иоганна Гофцингера, Буатье де Кольта, Гарри Гудини, наших Э.Т., И.Э. и Э.Э.Кио, наконец, Дэвида Копперфилда? Чем не чудеса науки и техники? Великий Гете еще 200 лет назад сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять». Кудесники сцены мало того что любят и умеют размышлять: они прежде всего ИЗОБРЕТАТЕЛИ. Обратное, правда, не всегда верно. Например, Виктор Евченко из Запорожья — не иллюзионист, но в свободное время изобретает фокусы. Опишем один из них (защищен авторским свидетельством СССР № 1009636). Исполнитель держит вертикально в руках веревку, на которую нанизаны два блестящих шара. Исходно оба они вверху. Вдруг нижний из них пополз по веревке вниз, на середине ее замер, затем стал подниматься, навстречу ему двинулся верхний шар — наконец, они соприкоснулись и вместе спустились к нижнему концу веревки! Ее можно перевернуть и проделать то же самое, Автор не раскрывает секрета — у магов это не принято: секреты воруют либо разгадывают. (Здесь дело всего-навсего в том, что веревка резиновая...) А когда разгадали — фокус уже неинтересен. Должна быть тайна — и поэтому всегда будет магия, особая ветвь изобретательства, использующая достижения науки и техники, как новейшие, так и древнейшие. ■ Рисунки Геннадия ЕГОРОВА ПОПРАВКИ Недаром Юрий М.Медведев в своем «Послесловии» (с.47) к повести Владимира Григорьева «Колокол Колоколов», окончание которой опубликовано в этом номере, подчеркнул, что с именем ее автора всегда связаны некие странные события. Надо же такому случиться: печатая «ТМ» № 2, сотрудники финской типографии Puna Musta дали маху (неужто после Рождества бес попутал?): первую часть заголовка гневной отповеди писателя Валентина Осипова «Шолохов - казнь версией» на статью Константина Смирнова «Два таланта Михаила Шолохова» (№ 7 за 1997 г.), то есть саму фамилию «Шолохов» с половинкой тире перенесли со с. 54 на с. 50. Прямехонько на текст фанто-были Григорьева. Что бы это могло значить? Полиграфисты каются... и недоумевают. Рискнем предположить: то знак свыше, перст судьбы, отметившей самобытное произведение Григорьева ярким «клеймом» гениального Шолохова. Задумайтесь, издатели и литературоведы! По факсу и электронной почте одновременно пришло к' нам из 40-гоГосНИИ Министерства обороны письмо с еще одной поправкой. Оказывается, наш фотокор Роман Денисов невольно, неумышленно (в отличие от неугомонных пере-именователей наших городов и улиц), «перекрестил» своего героя, снятого для обложки «ТМ» № 12 за прошлый год. В действительности объектив корреспондента запечатлел не Владимира Михайлова, но, как утверждают специалисты НИИ, Сергея Николаевича Черномордова. Восстанавливаем истину — и приносим извинения всем заинтересованным лицам. ■ Жрец, протри зеркала! Т Е X Н И КА-МО Л О ДЕЖИ 398 шгтш |