Техника - молодёжи 1998-03, страница 7

Техника - молодёжи 1998-03, страница 7

МЕДИЦИНА

САМУЮ СТРАШНУЮ

Юрий МЕДВЕДЕВ

БОЛЕЗНЬ ВЕКА

МОЖНО ЛЕЧИТЬ У КОСТРА

Российская медицинская техника западный рынок

раженное от тканей. Значит, полезный сигнал надо выделить. А как? Ведь его длина волны и облучателя лежат в одной области видимого спектра — красной. Кроме того, ткани фукционируют, а значит подвижны, их структура все время меняется. Словом, все это влияет на оптические параметры системы, вносит существенные ошибки.

Мы назвали проблемы только одной процедуры — предварительной диагностики, производящей качественную оценку пора-

Когда посредник японской фирмы спросил: «Так что вы собираетесь у нас купить?», а ему ответили: «Нет, это мы продаем», на другом конце телефонного провода наступило долгое молчание. Наконец растерянный голос сказал, что перезвонит.

— Ситуация была почти анекдотичная, — смеется заведующий лабораторией биоспектроскопии Института общей физики РАН, кандидат физико-математических наук В.Б.Лощенов. — Он не мог поверить, что российская техника способна заинтересовать законодателей мировой электронной моды.

Честно говоря, и мне подобное кажется почти фантастикой. И тем не менее, факт, как говорится, имеет место, Более того, созданные физиками в содружестве со специалистами Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, Онкологического центра РАМН, Научного института органических полупродуктов и красителей (НИОПИК) и других организаций медицинские комплексы покупают еще в Германии, Израиле, Польше, Греции, Корее. Они предназначены для ранней диагностики онкозаболеваний и их лечения методом фотодинамической терапии (ФДТ), который сегодня считается одним из наиболее развивающихся.

Чтобы было ясно, в чем наши специалисты опередили зарубежных конкурен тов, придется напомнить его суть (подробно рассказано в № 10 за 1995 г.). Пациенту вводится специальный препарат — фотосенсибилизатор (ФС). Он обладает рядом удивительных свойств. Во-первых, накапливается преимущественно в злокачественной опухоли. Во-вторых, поглощает красный свет, который проникает в тело человека на глубину до 2 см. Это no3i ет непосредственно лучом — без каки бо дополнительных приспособлений — ле чить пораженные ткани, скажем, кожи горла, а с помощью световодов и ; скопов добираться до желудка, легких мочевого пузыря и т.д. В-третьих, ФС рас ходует запасенную энергию на возбуждение расположенных в непосредственной близости от него молекул кислорода, делая их агрессивными. А уже они «крушат вокруг себя все подряд — разрушают био логические структуры. И прежде всег гибнет опухоль, где содержание ФС мак

Это общая схема ФДТ. Выглядит, прямо скажем, красиво и заманчиво — никакой лучевой и химиотерапии, а во многих случаях и хирургических скальпелей.

Но только начинается конкретика — начинаются и проблемы. Ну хотя бы, как точно очертить границы опухоли? Ведь надо, бы луч не задел здоровые ткани и по. стью обработал пораженные. Даже малейшие остатки последних способны вызвать рецидив болезни. Кроме того, необходимо знать, сколько в ней скопилось фотосенси

билизатора и прочно ли он там сидит? Какова концентрация агрессивного кислорода?

Наличие у врача такой информации и является, в конечном счете, залогом успешной операции. Один из способов «извлечь» ее из опухоли — флюоресценция. Здесь придется пояснить более подробно.

Каждый человек наделен собственными средствами борьбы с самой страшной болезнью века. Это, в частности, химические соединения под названием порфирины. У них много функций, но нас интересуют три: способность накапливаться главным образом в опухоли; поглощать и испускать красный свет; часть полученной энергии «сбрасывать» на кислород, который и уничтожает злокачественные образования.

Не правда ли, все как в ФДТ? Верно. Ее принципы, по сути, подсмотрены у природы, а ФС по структуре созданы похожими на порфирины.

Маленькое отступление. Вы не задумывались, почему так любят сидеть у костра? Только ли в особой, интимной атмосфере дело? А вот Лощенов уверен, что сами того не сознавая, мы используем красный диапазон излучения пламени и лечим себя с помощью ФДТ. Эффект будет еще сильней, если одновременно есть ягоды, богатые витамином С, который усиливает процесс разрушения больных клеток.

Но вернемся к нашим порфиринам. Их свойство испускать красный свет, флюоресцировать и применяется сегодня при предварительном

А теперь представим, что идет терапия. Больному введен фотосенсибилизатор. Прежде чем начинать действовать лазером врач должен выяснить, сколько его скопилось в опухоли и в каком состоянии — свободном или уже связанном с клетками.

И тут требуется куда более тщательный анализ. Надо снять частотный спектр флюоресценции, то есть выяснить, излучение какой частоты испускается разными участками опухоли.

Всю информацию нужно сразу же.обсчи-тывать на ЭВМ, чтобы врачи в ходе операции имели картину того, что происходит в опухоли. А еще, уважаемый читатель, необходимо отслеживать содержание кислорода. Ведь если он «сработался» полностью, облучение лазером следует прекратить.

В общем, думаю, вы оценили, сложности ФДТ? И вам будет понятно, почему только самые богатые клиники мира могут себе позволить ее использовать в своей практике. Не мудрствуя лукаво, они действуют, что называется, в лоб. Просто покупают за полмиллиона долларов стандартную и очень сложную оптико-электронную аппаратуру. А для обслуживания приглашают целую команду инженеров-физиков. И над ФС голову особенно не ломают: применяют имеющийся на мировом рынке препарат, стоимость одной дозы которого — 5000 долл. Словом, им, богатым, все равно — за все заплатят. Бедному же надо исхитряться.

Что же придумали российские ученые? В чем их главное достижение? Чтобы сосчитать, сколько в созданном ими медицинском комплексе для ранней диагностики и терапии онкозаболеваний ноу-хау, не хватит пальцев обеих рук. К примеру, отраженный свет и флюоресценция разделяются благодаря применению фильтров с очень

определена ниц опухоли.

Для диагностики зона, подозрительная на патологию, облучается красной лампой или лазером. Лучше это делать, конечно, в полной темноте, чтобы избежать засветки оптических приборов, регистрирующих флюо ресценцию. По сте пени ее интенсив ности в разных участках проводится раздел между здоровыми и больными

раз

С помощью инфракрасной лампы определяются границы опухоли. В.Б.Лощенов демонстрирует световод, по которому подается лазерный луч.

— Это легко ска зать, — замечав В.Б.Лощенов. — По пробуйте сделат подобное, если, по мимо флюоресцен ции, еще «ловится> в десять более сильное излучение самой лампы или лазера, от-

Т Е X Н И К А - М О^Ц ЕЖИ 398