Техника - молодёжи 1998-08, страница 57опуствла, но культурная инерция длилась по меньшей мере до конца тысячелетия — когда на историческую авансцену вышли новые действующие лица. Причины упадка культуры Тиауанако и порожденной ею Уари до конца не ясны, но известны его последствия. На севере Перу в конце X — начале XI в. возникло несколько небольших («региональных», как модно теперь говорить) государств, из которых наиболее известное и могущественное — Чиму. Его столица Чан-Чан, стоявшая на океанском берегу неподалеку от нынешнего Трухильо по тем временам была городом-гигантом: площадь свыше 20 ООО кв. км, население в лучшие времена — до 50 тыс. человек. Империя Чиму представляла собой деспо ическое государство с высокоразвитой городской культурой, о которой свидетельствуют руины крепостей и остатки некогда добротных дорог, образовывавших разветвленную сеть обширные ирригационные сооружения объединяли водные ресурсы нескольких долин. Одновременно с Чиму или несколько раньше в бассейне реки Уткубамба образовалась независимая держава чачапояс... Вот и все. Тут подробности кончаются. Мы толком не знаем, откуда пришел этот Наскальные рисунки возле гробниц. Таким богам поклонялись чачапояс?.. народ, каковы его генеалогия, образ жизни, социальная структура, обычаи. Доктор Кауфман-Дойг, давно занимающийся историеи чачапояс, имеет собственную точку зрения по вопросу об их происхождении. Дело в том, что океанское побережье Перу отличается скудостью почв; в высокогорных районах, несмотря на изощренную систему террасного земледелия, тоже нельзя получить высоких урожаев. Поэтому весьма вероятно, что в период оживленной экспансии Уари множество народа, обитавшего в высокогорьях, подалось на более плодородные, но слабо обжитые се ро восточные склоны перуанских Анд. Осев на высотах 2000 — 3000 м над уровнем моря, переселенцы принялись возделывать пустующие земли. Так и сформировалась общность, именуемая чачапояс. За счет продолжавшихся ми раций ее численность непре рывно росла и достигла, по оценкам Кауфман-Дойга, полумиллиона человек. Расцвет культуры Чачапояс приходится на XI в. Почти 500 лет спустя, около 1470 г., явились инки, быстро покорили империю Чиму и пос епенно — как полагают, в результате многолетней ожесточенной войны — захватили земли чачапояс. Последние в конце концов лишились Единственный вход в усыпальницу — на 3-метровой высоте. политической независимости, но сохранили культурную самостоятельность. Сведения о социальной структуре чачапояс очень скудны. Общество у них состояло из двух классов. Многочисленные крестьяне обрабатывали землю ради плодов и разводили лам и апьпаков ради мяса и шерсти Малочисленная аристократия все это потребляла. Известно также, что завоеватели-инки насильно увозили в свою столицу Куско женщин чачапояс отличавшихся редкостной даже для индейцев красотой. Таковое насилие имело по меньшей мере два благих последствия: обогащение генофонда инков и распространение языка чачапояс. Следы последнего можно найти и сейчас в географических названиях, в именах местных жителей. Словарный состав кечуа — официального языка инков и одного из двух государственных языков современного Перу — содержит немало архаизмов, займе вованных из лексики чачапояс. Кстати, о местных жителях и их генофонде О дапенные потомки чачапояс — индейцы, ныне живущие на севере Перу, — стройны и на удивление бледноко-жи. Более того, среди них попадаются блондины! Сей факт и навел некоторых исследователей на мысль, что в древности южноамериканских берегов достигли викинги. Подтверждения пока нет, равно как и опровержения. наконец, о памятниках культуры Чачапояс. Кроме гробниц, от нее осталось довольно много поселений — в том числе руины грандиозного города-цитадели Куэлап, воздвигнутого на вершине скалы возле реки Уткубамба, на высоте 3000 м над уровнем моря. Общая длина крепостных стен — почти 700 м, высота — 19. На их возведение израсходовано около 100 000 каменных блоков массой от 100 до 200 кг, а на всю крепость ушло больше камня, чем у отребили когда-то египтяне на пирамиду Хеопса. Строили Куэлап на протяжении примерно 200 лет — что впрочем, само по себе ни о чем не говорит (Храм Христа Спасителя строили почти полвека). Назначение Куэлап, по мнению Кауфман-Дойга, двоякое: хранилище всевозможных запасов — и главное в стране капище для пышных церемоний культового характера. Но интереснее другое. Куэлап и дру ие города и крепости, построенные чачапояс, проложенные ими дороги, разбитые в горах земледельческие террасы — столь совершенны с технической, инженерной и архитектурной точек зрения, что перед ними меркнут даже достижения инков! на практике сказанное означает вот что: в истории древней Америки необходимо написать — ни много ни мало — новую обширную главу и, сообразно с ее содержанием, серьезно отредактировать соседние. А значит, пятнадцатая экспедиция Кауфман-Дойга в случае успеха должна была дать информацию, бесценную для науки и сенсационную для широкои публики: ведь нам — по поня ным причинам — крайне редко удается увидеть сво- Шт ТЕХНИКА-МОЛОДЕ Ж И шд 8 98 |