Техника - молодёжи 1998-08, страница 58их далеких предков, хотя бы и мумифицированных, лицом к лицу. Но гарантии успеха не имелось — скорее наоборот. ПОЛВЕКА СТРАНСТВИЙ ПО ДЖУНГЛЯМ Задолго до Кауфман-Дойга исследователь из США Джин Савой годами скитался по северному Перу. Он отыскал в горных джунглях десятки поселений чачапояс — большинство из них пришло в запустение еще до 1532 г., так что испанцы, явившиеся «покорять рай», он же Новый Свет зас апи города чачапояс безлюдными и утопающими в диких зарослях. В 1965 г. экспедиция во главе с Савоем обследовала район Гран-Пахатен — там на высоте 2850 м обнаружились развалины древнего индейского города. Немалое удивление исследователей вызвали круглье постройки из сланцевых блоков, скре ленных цемен ным раствором, украшенные мозаичными изображениями людей и разнообразных животных — как правило, хищных птиц. Позднее, кружа на вертолете над поселком Леймебамба (на чьей главной улице, напоминаю, имел место достопамятный эпизод с брошкой), несколько к северу от него Савой углядел пещеры, зиявшие среди крутых скал. Собеседование с местными жителями позволило установить, что им это место знакомо — они зовут его Тингор-бамба, и там находится очень старое захоронение. Отряд Савоя прибыл туда пешим ходом — по дороге, проложенной еще инками. Действительно, пещеры оказались гробницами, вырубленными в скалах. Там вертикально стояли саркофаги полутораметровой высоты, формой повторявшие очертания человеческих твл, но самих последних не содержавшие. Подобно многим другим, захоронение было давно расхищено. С той поры у Тингорбамбы появилось второе название — Pueblo de los Muertos, «Селение мертвых». В 1985-м Кауфман-Дойг отыскал поблизости другое захоронение чачапояс, выдолбленное в отвесной скале. Добираться до него пришлось, используя альпинистское оборудование. Добрались — и сразу поняли, что у грабителей таковое 1. Погребальные ткани с узором — вероятно, тоже магического содержания. 2. Деревянные фигурки — предположительно символы плодородия. 3. В этих глиняных сосудах когда-то хранился провиант для усопших. 4. Усыпальницам возле «Озера мумий» пломпл 5. Мумия крупным планом. Видны вышитые контуры человеческого лица. оборудование оже имелось. Унести не смогли олько саркофаги - кстати, заметно более крупные, чем в «Селении мертвых», ростом 2,5 м... Словом, почти полувековые поиски не дали результата. И все же, услыхав про «Озеро мумий», Кауфман-Дойг обрел надежду. В мае 1997-го его очередная экспедиция стартовала из Леймебамбы. Отряд включал самого доктора Федерико, двоих его коллег по институту и 13 проводников из местных жителей. В ГОСТЯХ У «ЛЮДЕЙ ОБЛАКА» Описывать тяготы похода по южноамериканскому тропическому лесу не станем. Большинство жителей России судят о влажной жаре по Кавказу, и очень немногие — по Пянджской долине Таджикистана, гораздо более в этом смысле показательной. Но ни то, ни другое не идет ни в какое сравнение с высокогорными джунглями Амазонии. Не случайно чачапояс, живших там, иногда именуют «облачными людьми». «Воздух не сытный, его глотать нельзя» (Булгаков), он столь тяжел, неподвижен и душен, что липнет к коже, к лицу, к легким, не насыщая кислородом, а скорее дразня им; крутые, размытые бесконечными дождями тропы, чудовищные дебри, через которые приходится пробивать себе путь метр за метром с помощью мачете... Но Федерико Кауфман-Дойг не из тех директоров, что способны существовать только в кондиционированных комфортабельных кабинетах. Он — типичный полевой исследователь, отлично умеющий работать руками и ориентироваться на самом объекте, а не на его картах-схемах. На третий день пути отряд достиг «Озера мумий». Над его черными водами нависли скалы, кудряво убранные густозелеными деревьями и кустарником... а на том берегу высоко к скале прилепились крохотные кирпичные постройки, опасно опертые на е эс ественные выступы. Пять гробниц габаритами примерно 3x3x5 м, снаружи оштукатуренных глиняным раствором, каждая с единственным входом — небольшим отверстием в верхней части стены. И рядом — наскальные рисунки: красные пиктограммы, изображающие каких-то кошек с птичьими головами — вероятно, божеств, которым поклонялись чачапояс. ТЕХНИКА-МОЛОДЕI И 8 98 |