Техника - молодёжи 1998-08, страница 56

Техника - молодёжи 1998-08, страница 56

ПАЛ

ЕОГЕНЕТИКА

Когда я увидел мумию, застывшую прямо передо мной, я зарыдал от счастья.

Федерико Кауфман-Дойг, директор Археологического , института Амазонии (Перу).

Речь пойдет не о вымышленном уголке Скандинавии, где знаменитая финская писательница Туве Янссон поселила героев своих сказок, а о сенсационном открытии перуанских археологов. Уже не первый год в ученом мире идут разговоры о чачапояс — высокоцивилизованных индейцах, живших некогда на севере Перу. До сих пор мы судили об их культуре по оставленным ею материальным следам. Теперь же удалось взглянуть на самих чачапояс — почти в буквальном смысле.

СЛУЧАЙ НА ТРАКТЕ

Весьма до адно что первыми на древние захоронения, как правило, набредают те, кому решительно незачем на них набредать Отечественной археологии крупно повезло: доисторические могильники на территории Волго-Манычских степей (см. статью Т.Поповой и Н.Шишлиной в № 8 за 1994 г.) не стали добычей грабителей, и археологи смогли найти там много интересного. Зато гробницы индейцев Южной Америки обыкновенно предстают взору ученых уже основательно разворованными.

И усыпальницы чачапояс — не исключение. История, которую мы поведаем, началась так. Однажды — несколько лет назад — в уютном перуанском посвлке Леймебамба, расположенном на высоте 2200 м над уровнем моря, посреди главной его улицы (она же — отрезок проезжего тракта из города Чачапояс в город Каха-марку) стояли двое погонщиков скота, рвали друг у друга из рук какую-то странную брошку и во всю мощь голосовых связок дискутировали о нвличии на ней позолоты. Один уверял — есть, другой возражал — нету. Так орали, что их услышали местные полисмены. Прибежали на шум, допросили лиц, его производивших, и ВЫЯСНИЛИ, что спор возник в процессе транспортирования брошки к тайнику, специально устроенному шустрыми скотоводами в целях складирования ценностей, извлеченных... тут оба замялись. Но полиция поднажала и выудила остальное Оказывается, случилось им наткнуться (sic!) на некую долину высоко в горах, где находится н збольшое озеро, а в скалах над ним — гробницы, и вот там-то все это и лежит. Точнее, лежало. Нет, кое-что лежит до сих пор. Как попасть туда? А вам зачем? Ой, извините... Ну, в общем, трудно попасть, лучше и не пытайтесь, несколько часов ходу через непроходимые заросли...

С тех пор жутковатое название Laguna de las Momias — «Озеро мумий» — прочно вошло в местный вокабуляр. Дело в том, что, по словам тех двух крестьян, в гробницах полным-полно не только драгоценностей, но и... прекрасно сохранившихся мумии!

Когда о случившемся узнал Федерико Кауфман-Дойг, директор Археологического института Амазонии, базирующегося в Лиме, он воспрял духом. Долгие годы

колесил он по всему плоскогорью Северного Перу между верховьями реки Утку-бамба и районом Гран-Пахатен, возглавлял четырнадцать экспедиций, изучавших немногие следы цивилизации чачапояс, обследовал 20 захоронений на восточном склоне Анд — но всякий раз его постигало разочарование. Грабители, неизменно проникавшие в гробницы раньше археологов, оставляли после себя одну и ту же картину: саркофаги вскрыты погребаль ная утварь расхищена, мумии украдены либо серьезно повреждены, на сей раз, кажется, повезло...

Прервем изложение событий, предшествовавших пятнадцатой экспедиции Кауфман-Дойга, чтобы хоть немного рассказать о древнем народе, за чьими тайнами охотился ученый.

НЕНАПИСАННАЯ ГЛАВА ИСТОРИИ АМЕРИКИ

На рубеже нашей эры на территории современного Перу существовали и развивались две индейские культуры: Мочика

на севере и Наска на юге. Первая известна главным образом ирригац онными сооружениями и массивными храмовыми платфор чами из сырцового кирпича вторая — в основном керамикой с изображениями рыб, птиц отрезанных голов-тро-феев, человеческих фигур, демонов. Еще южнее, на берегах озера Титикака, около 200 г. до Р.Х. возникла культура Тиауанако, в первые века нашей эры постепенно обретшая зрелость и достигшая расцвета. В период так называемого классического Тиауанако — с конца VI по начало VII в — было возведено множество каменных построек весьма характерного стиля; орнаментация керамики приобрела неповторимую самобытность. Тогда же под влияние Тиауанако подпал крупный город Уа-ри, центр одноименной империи, располагавшийся в горах центрально о Перу близ нынешнего Аякучо. VII столетие ознаменовалось мощной экспансией культуры Уари: она поглотила обе прежние — Наска и Мочика — и процветала до VIII в. Затем империя Уари пала, столица ее

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

ЕЯ

8 98

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы

Близкие к этой страницы