Техника - молодёжи 1998-09, страница 43

Техника - молодёжи 1998-09, страница 43

Вторая мировая война 1939—1945 гг. оказалась своеобразным полигоном, на котором в реальной боевой обстановке исписывались всевозможные образцы военной техники. Неудачные отсеивались, а те, что выдержали столь суровую проверку, послужили прототипами нового поколения машин, появившегося в первой половине 50-х гг.

Это относилось и к самоходным артиллерийским установкам. Военные специалисты проанализировали опыт их применения при операциях на советско-германском фронте, в Северной Африке, в Западной Европе и установили, что они показали себя гораздо эффективнее буксируемых орудий. Прежде всего, их значительно быстрее переводили из походного положения в боевое. Так, расчет 155-мм буксируемой американской гаубицы проделывал это в лучшем случае за 5 мин, а у 155-мм пушки и 203-мм гаубицы на подготовку уходило от 30 мин до 6 ч — в зависимости от местности и особенностей грунта. А самоходки того же калибра и назначения после марша оказывались готовыми к открытию огня самое большее через 1 — 2 мин. Кроме того, подразделения самоходных установок были не столь заметными, как длинные колонны артиллерийских тягачами, буксиро-

авиш

оруж1

Правда, и самоходки обладали некоторыми недостатками. К примеру, столь крупные машины было трудно замаскировать, на них было нельзя подвозить снаряды к огневым позициям, они оказались весьма дорогостоящими в производстве, для которого, к тому же, требовалось наличие в стране развитой промышленности. Однако самое неприятное заключалось 8 том, что вполне исправная артсистема, снабженная полным боекомплектом, не могла действовать после поломки либо повреждения силовой установки или ходовой части.

Тем не менее, специалисты сочли достоинства самоходок превалирующими и после войны конструкторы приступили к проектированию подобных машин трех основных классов. Одни оснащались противопульной и противоосколочной броней, другие, штурмовые и истребительно-противотанковые, обладали мощной защитой, унаследованной от базовых танков.

В США такие самоходные орудия первое время создавались для своих вооруженных сил, а после образования в 1949 г. военно-политического блока НАТО, их начали поставлять и союзникам.

Историю заокеанских самоходок послевоенного поколения принято подразделять на три этапа. В 1945—1954 гг. разработчики поступали, как в военную пору — размещали стандартные пушки и гаубицы во вращающихся рубках с круговым бронированием на шасси серийных танков. Нередко моторно-трансмиссионное отделение с карбюраторными двигателями воздушного охлаждения перемещали в переднюю часть машин.

В 1955 — 1959 гг., с учетом опыта действий в Корее в 1950-1953 гг., где американцам пришлось иметь дело с советской боевой техникой, которой были оснащены войска КНДР и КНР, на самоходках внедрили полное бронирование. Помимо того, боевые машины проектировали с расчетом на применение вероятным противником средств массового поражения, в том числе ядерных. Такие машины оборудовались сис-

УРОКИ войн

темами противоатомной защиты и, как считалось, только они могли прорвать оборону неприятеля и помочь своим танкам и моторизованным частям развить наступление.

И наконец, в 1960—1968 гг. американцы отказались от использования танковой ходовой части и тяжелого бронирования и постарались придать боевым машинам большие подвижность и маневренность, заодно усилив их огневую мощь, увеличив запас хода и облегчив за счет замены брони не менее прочными сплавами. Кроме того, новые самоходки выполняли так, чтобы удавалось перебрасывать их на самолетах, а также — чтобы они могли с ходу, вплавь преодолевать водные преграды без предварительной инженерной подготовки.

...Итак, одной из первых, еще в 1955 г., на вооружение американской армии приняли самоходную артиллерийскую установку М52. Ее прототип Т96 изготовили двумя годами раньше, разместив 105-мм гаубицу в смещенном к корме, бронированном со всех сторон, вращающемся боевом отделении, смонтированном на шасси нового легкого разведывательного танка М41 «Уолкер бульдог», поступившем в войска в том же году. Ствол орудия был моноблочным, с дульным тормозом, затвор — клиновым, горизонтального типа. Артсистему оборудовали гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Механизм наведения с ручными приводами обеспечивал возвышение ствола от минус 10 до плюс 45 градусов и 45 градусов по горизонтали. Внедренная на М52 система стабилизации позволяла расчету вести огонь не только при коротких остановках, но и в движении; правда, она получилась излишне сложной и не очень надежной.

В возимый боекомплект входило 100 полуунитарных выстрелов с переменными зарядами. Их снаряды весом по 14,9 кг обладали начальной скоростью в 494 м/с, наибольшая дальность стрельбы составляла 11500 м.

Карбюраторный двигатель и гидромеханическую передачу выполнили в блоке, чтобы облегчить их обслуживание. Подвеска, как и у базового танка, была индивидуальной, торсионной, опорных катков — пять, поддерживающих — по четыре на каждый борт.

В качестве оборонительного вооружения применили зенитный 12,7-мм пулемет с боезапасом в 245 патронов. Эта машина поступала, главным образом, в воздушно-десантные подразделения.

...К концу Корейской войны разработали самоходную установку Т97, предназначавшуюся для действующей армии, однако производство серийной модели М53 сумели развернуть только в 1956 г., когда боевые действия на Дальнем Востоке прекратились.

Ее конструкторы наложили качающуюся часть 155-мм пушки на ходовую часть среднего танка М47 «Паттон» (шесть опорных и три поддерживающих катка на борт), расположив и ее в башне с круговым бронированием. Саму башню разместили ближе к корме, а силовое отделение перенесли вперед. В боекомплект входило два десятка 43-ки-лограммовых снарядов — осколочно-фугасных М101, бронебойных М112, химических, дымовых и осветительных с начальной скоростью 854 м/с. Наибольшая дальнобой

ность составляла 23500 м. На этой самоходке применили новинку — механизм, облегчавший и ускорявший работу заряжающего; темп стрельбы был два выстрела в минуту. Углы возвышения ствола составляли от минус 5 до плюс 65 градусов.

Чтобы увеличить опорную поверхность машины, направляющее колесо опустили к земле, превратив его в дополнительный каток, а для обеспечения устойчивости при ведении огня на машине сзади поставили откидной сошник. На рубке, близ люка, на турели установили крупнокалиберный зенитный пулемет М2Н2.

...Еще в ходе войны на Корейском полуострове американцам понадобилась самоходная установка с более мощным орудием. Ею стала М55, однако выпуск освоили лишь к 1954 г. и на войну она не успела. У ее прототипа Т108 качающуюся часть 203,2-мм гаубицы расположили на шасси с шестью опорными катками, заимствованном у среднего танка М48 «Паттон», но у самоходки мотор-но-трансмиссионное отделение переместили в переднюю часть корпуса.

Сама же артсистема находилась в герметичном боевом отделении. Углы вертикального наведения были как у М53, горизонтального — 60 градусов, скорострельность — выстрел в минуту. Для ведения огня с закрытых позиций предназначался панорамный прицел, при прямой наводке пользовались телескопическим. За окружающей обстановкой экипаж наблюдал через перископические устройства.

В боевых условиях, в случае взрыва ядерного заряда машина наглухо закрывалась и с помощью особой аппаратуры внутри ее поднималось давление — так поступали для того, чтобы в корпус не проникали вместе с пылью радиоактивные частицы.

В возимый боекомплект входило десять выстрелов, в том числе с ядерными боеголовками. Их 90,7-килограммовые снаряды обладали начальной скоростью 594 м/с и могли поражать цели, находившиеся в 16800 м от огневой позиции.

Как и у М53, опущенные направляющие колеса выполняли роль дополнительного опорного катка, имелся и откидывающийся задний сошник, а на башне — крупнокалиберный зенитный пулемет, служивший для отражения атак низколетящих самолетов.

Опыт эксплуатации новых самоходных установок в войсках показал, что машины, появившиеся в середине 50-х гг., отнюдь не лишены ряда недостатков. В частности, они получились весьма громоздкими и тяжелыми, что затрудняло их транспортировку на железнодорожных платформах и на морских судах — не считая специальных десантных, предназначенных для перевозки крупногабаритной боевой техники. Большие ширина и высота снижали маневренность самоходок, а это непременно сказалось бы в боевой обстановке.

Что же, — как известно, учатся и на ошибках. Американские конструкторы и заказчики из министерства обороны США не замедлили сделать правильные выводы и применили их при разработке боевых машин аналогичного назначения следующего поколения. Но об этом — особый расска. ■

Василий МАЛИКОВ,

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 998

ка