Техника - молодёжи 1999-01, страница 32

Техника - молодёжи 1999-01, страница 32

В августе 1945 г. американцы без особой нужды, только ради пропагандистского эффекта, применили оружие массового поражения сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, где было убито и ранено свыше 215 тыс. человек. После чего прибегли к глобальному шантажу — попытались навязать народам «новый мировой порядок» (что, впрочем, они делают и сейчас). Однако нашей стране в 1949 г. удалось обзавестись собственной атомной бомбой, а четыре года спустя — и первой водородной.

Изменение соотношения сил опустило американцев «с небес на землю»: заставило отказаться от «атомной дипломатии» и заняться созданием более практичных образцов уже тактического ядерного оружия, включая компактные заряды для артиллерийских боеприпасов. Военные начали отрабатывать операции войск в новых условиях, а конструкторы приступили к проектированию техники, не теряющей своей боеспособности под воздействием мощной ударной волны, светового излучения и защищающей экипажи от проникающей радиации.

Интересно, что во время Корейской войны 1950—1953 гг. некоторые американские «горячие головы» добивались у правительства разрешения на применение ядерного оружия, однако политики, учитывая возможность ответного удара, не пошли на это. Поступили мудрее — проанализировав итоги этой войны, в 1954 г. «запустили» трехлетний план модернизации вооруженных сил, предусматривавший расширение производства боевой техники, в том числе более мощной буксируемой и самоходной артиллерии нового поколения, оснащенной не только обычными, но и ядерными боевыми частями. Одновременно был принят закон об улучшении руководства научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками.

По мнению экспертов, применению подобных снарядов не препятствуют неблагоприятные погодные условия, они обеспечивают надежное поражение даже при неприцельном огне (не в пример, допустим, точечному бомбометанию). И надо ли напоминать, что подразделениям мобильных артиллерийских установок куда проще и быстрее выполнить заявки на огневую поддержку пехотинцев и танкистов.

Когда в начале 50-х гг. американцы занялись созданием тактического ядерного оружия, то прежде всего имелась в виду 280-мм самоходная пушка.

Атомный снаряд состоял из корпуса, самого заряда, включавшего, кроме ядерного, и обычное ВВ, блока его подрыва с предохранителями и источников питания. В боеприпасах малого и среднего калибра заряд, как правило, состоит из двух частей, массой меньше критической. При подлете к цели одна из частей буквально выстреливается в другую (носовая — в донную). Дело в том, что при медленном сближении уран может разрушиться от перегрева, и взрыва не произойдет. Поэтому соединение должно быть мгновенным, для чего служат два взрывателя (тоже, соответственно, головной и донный) и заряды обычной взрывчатки. Такая схема называется «пушечной».

В боеприпасах крупного калибра делящееся вещество сферической формы также разделено на несколько элементов и окружено взрывчаткой, которую подрывают при подлете к цели (имплозивная схема). Критическая масса, необходимая для ядерной реакции, получается при сжатии заряда от внешнего взрыва Разумеется, во всех случаях корпус снаряда делают особо прочным, чтобы хоть несколько микросекунд противостоять подрыву обычного ВВ.

В1952 г. первую атомную пушку со стволом дли-

САМОХОДНЫЕ, АТОМНЫЕ

ной 12,2 м продемонстрировали на Абердинском полигоне. Она была смонтирована на двух тягачах, и в походном положении весила 85 т Общая длина самоходки достигала 25 м, ширина лафета — 3 м. При марше по шоссе установка развивала скорость 56 км/ч. Наибольшая рассчетная дальность стрельбы составляла 32 км.

23 мая 1953 г. на полигоне в Неваде провели опытные стрельбы обычными снарядами, весом 350 кг, и 450-кг с ядерной начинкой, мощностью 10—15 Кт. На дистанции 11 км ядерный боеприпас приводился в действие на высоте 150 м. При этом выявились существенные недостатки машины, прежде всего она была чрезвычайно тяжелой, и ее выдерживал далеко не каждый мост. Маневренность тоже оставляла желать лучшего, а внушительные размеры затрудняли маскировку на местности.

Тем не менее, 280-мм артсистему приняли на вооружение армии США, и промышленности заказали 100 образцов. В первую очередь ими оснащались подразделения, дислоцированные в Западной Европе, и уже во второй половине 1954 г. в частях, находящихся на территории ФРГ, насчитывалось 12 атомных самоходок. Из шести формировался дивизион, включавшийся в состав армейского корпуса. Однако проведенные в Западной Германии полевые маневры американской армии подтвердили обнаруженные на испытаниях недостатки систем, оказавшихся непригодными для скоротечных маневренных операций в условиях военных действий с применением атомного оружия.

Поэтому американцы приступили к разработке более компактных самоходок с орудиями меньшего калибра — 175 и 203,2 мм, для которых создали боеприпасы с зарядом мощностью в 2 Кт Как и их предшественники 1939—1945 гг., новые машины состояли из бронированного корпуса или рамы, разделенных на боевое, силовое и трансмиссионное, а также отделение управления, электрического и специального оборудования (гидравлических приводов, компрессоров, средств связи и наблюдения). Боевое отделение могло размещаться в передней, центральной либо кормовой части самоходки, что определялось калибром артсистемы, численностью расчета и возимым боекомплектом.

Первой представительницей нового поколения стала самоходная гаубица М55, принятая на вооружение в 1955 г., и начавшая поступать в войска со следующего года. Ее создали на базе среднего танка М48, перенеся силовое отделение вперед. Качающуюся часть 203,2-мм гаубицы М115 образца 1946 г. разместили в поворачивающейся башне. У орудия был скрепленный ствол, поршневой затвор и гидропневматическое противооткатное устройство. Вертикальные углы наводки составили от -5 до +65 градусов, горизонтального — 60 градусов в обе стороны, наибольшая дальность стрельбы достигла 16,8 км.

В боекомплект входило 10 выстрелов картузного заряжания с фугасным зарядом или ядерной боевой частью, начальная скорость 90,72-кг снаряда была 594 м/с. Из-за довольно увесистых снарядов и картузов расчет мог производить только один выстрел за полторы минуты.

При ведении огня наводчики пользовались панорамным либо телескопическим прицелом, а при боевых действиях ночью — еще и инфракрасным. За местностью и обстановкой командир и водитель самоходной гаубицы наблюдали через перископические приборы. Силовая установка мощностью 405 л.с. обес

печивала максимальную скорость 55 км/ч. Как и другие боевые машины, М55 оборудовали радиостанцией и внутренним переговорным устройством.

В 1961 г на вооружение поступила самоходка М107, созданная, в отличии от М55, на унифицированном гусеничном шасси. Ее корпус выполнили из бронелистов дифференциированной толщины, открытое сверху боевое отделение разместили в кормовой части, а за ней — два сошника, опускаемых на огневой позиции на землю с помощью гидравлического привода, — при стрельбе с малыми углами возвышения они обеспечивали машине устойчивость.

В боевом отделении на тумбовом лафете поставили 175-мм пушку М126. Ее ствол длиной 10,7 м представлял собой моноблок либо трубу со сменным, вставным лейнером. К стволу крепился на-винтной казенник, оснащаемый поршневым затвором. Орудие было оборудовано гидропневматическим противооткатным устройством и таким же уравновешивающим механизмом.

Качающуюся часть пушки смонтировали так, что углы вертикального наведения составили от -2 до +65 градусов, горизонтального — по 60 градусов, приводы наведения были гидравлическими, а вспомогательных устройств — ручными.

В возимый боекомплект входили выстрелы, тоже картузного заряжания, с фугасными, активно-реактивными, различными кассетными и ядерными снарядами весом по 67 кг, обладавшими начальной скоростью 915 м/с. Наибольшая дальность стрельбы достигала 32,7 км.

Артсистему М107 снабдили дополнительным механизмом, служившим для подъема снаряда и досылания его в казенник, что позволило довести скорострельность до двух выстрелов в минуту.

В передней части М107 располагались силовое отделение и место водителя, двигатель был дизельным, трансмиссия — гидромеханической, подвеска — индивидуальной торсионной. В ходовой части конструкторы обошлись без поддерживающих катков, а функции направляющего колеса выполнял последний опорный каток. Такое решение позволило уменьшить высоту машины (и вероятость поражения), а также снизить уровень вибраций.

Эту самоходку приспособили для транспортировки по воздуху. Перед погрузкой ее разбирали, на одном самолете везли шасси, на другом — артиллерийскую часть.

С декабря 1965 г. М107 стали применять (с обычными снарядами) в боевых действиях в Южном Вьетнаме. При этом американцы выявили неприятное для них обстоятельство: при ведении огня полными зарядами, из-за повышенного давления пороховых газов, стволы, рассчитанные на 700 выстрелов, выгорали и приходили в негодность после 200-300.

Вот почему в начале 70-х гг. самоходные установки модернизировали, оснастив их автофрети-рованными стволами, обладавшими большим сроком службы, усовершенствованными механизмами заряжания и более эффективными противооткатными устройствами.

США поставляли М107 союзникам по военно-политическому блоку NATO и другим странам, проводившим проамериканскую политику.

Через несколько лет М107, в том числе и модернизированные, перешли в категорию устаревших, и с 1978 г. их стали заменять 203,2-мм самоходными гаубицами типа М110 А2 и A3, выполненными на специально созданном для них гусеничном шасси. ■

Василий МАЛИКОВ, академик Российской

академии ракетных и артиллерийских наук.

ТЕХНИКА-МОЛОД ЕЖИ 1 99

29