Техника - молодёжи 1999-01, страница 43Болеслава Краковского и своего зятя Земовита (сына Конрада Мазовецкого), ходил воевать порубежные земли родственных пруссам ятвягов, а на сей лакомый кусочек зарились также крестоносцы. Но мстить за старые вины, согласитесь, как-то не по-христиански (хотя очень даже по-рыцарски). К тому же ятвяжский конфликт разрешился в конце 50-х в пользу Ордена (русский король вслед за польской родней отказался от завоеванных территорий). А в 60-е годы против орденского государства Даниил, кажется, ничего не замышлял. И уж вряд ли кто мог в эту пору заподозрить его в союзнических отношениях с Миндовгом (с которым в конце 50-х его заставила-таки воевать Орда) и Александром (чьей восточной политике он издавна противился). Думается, вероятные организаторы предполагаемой серии политических убийств первоначально не предусматривали устранение Даниила Галицкого. Однако Тройнат не оправдал их ожиданий, и в 1264 году, сменив иноческую рясу на княжеский плащ, к власти в Литве пришел сын Миндовга (и свояк Даниила Романовича) Войшелк, ревностный поборник православия. Именно русские полки Даниилова сына Шварна (шурина Войшелка) и Даниилова же брата Василька помогли наследнику Миндовга победить врагов — прозападную, пронемецкую партию; именно русского князя Василька Романовича назвал он своим «отцом и господином», то есть, по средневековым понятиям, признал сюзереном: «Воишелкъ же нареклъ и бя-шеть Василка аки отца собе и господина»28. По сути, определился новый союз — Литвы и Юго-Западной Руси, причем явно под русским патронатом и с перспективой крещения язычников литовцев по восточному обряду. Ничего хорошего Риму и Ордену это не сулило. И вот в 1264 году при неизвестных нам обстоятельствах умирает Даниил Романович, а в 1268-м, отдав княжение мужу своей сестры Шварну Даниловичу, гибнет принявший вновь монашеский постриг Войшелк. Его, по свидетельству летописца, убил,зазвав с помощью Василька на страстной неделе во Владимир Волынский, другой сын Даниила — Лев, — убил якобы из зависти, «оже бяшеть далъ землю Литовь-скую брату его Шварнуви»29. Возможно, тут еще одно случайное совпадение, однако событиям той предпасхальной ночи, когда свершилось очередное иу-дино дело, непосредственно предшествовало застолье в доме знатного немца Маркольда (по С.М. Соловьеву, это «старый советник короля Даниила»). «Марколтъ же Немечинь зва к собе все князе на обедъ: Василка, Лва, Войшелка. И начаша обедати, и пити, и ве-селитися»30. Лев покинул дом хлебосольного немца последним, направился в монастырь, где остановился инок Войшелк, предложил ему: «Кум! Напьемся!» — и во время пирушки порешил кума... Похоже, политическое убийство и здесь обставлено как родственная ссора с летальным исходом. Преемник Войшелка Шварн княжил в Литве совсем недолго: на следующий год после смерти шурина он тоже, как ни странно, умер, и князем в Литве стал «безаконьный, прокляты, немилостивый», по характеристике волынского летописца, Тройден. «А Левъ нача кня-жити в Галиче и в Холме по брате по своемь по Шварне»31. И жили они с Тройденом в полном согласии. Правда, длилось оно весьма недолго: в 1275 году литовцы захватили Дорогичин... Каков итог всех этих смертей? Литва уже не соратница, а снова соперница Руси; наследники Даниила Галицкого ссорятся между собой и с переменным успехом воюют то с литовцами, то с поляками, привлекая в союзники татар, которые попутно разоряют южнорусские земли; враждуют и тем рушат объединительные планы Александра Невского его малоодаренные братья и сыновья (лишь младший сын Даниил Московский продолжит, по мере сил, миротворческие начинания отца). Последующие вторжения немецких рыцарей в польское Восточное Поморье, в Эстляндию и на западные территории Литвы — в Жемайтию — расширяют владения Тевтонского ордена от Вислы до Наровы; Польша, Литва и Русь утрачивают выход к Балтийскому морю; Орден пытается контролировать всю торговлю на Балтике. Предел его экспансии положит знаменитая Грюн-вальдская битва 1410 года, где немецких притеснителей разгромят польские и литовско-русские войска. Но только в XVI веке некогда сильное рыцарское государство сойдет на нет, лишившись в 1525 году Пруссии, а в 1561-м — и Ливонии. (Утратив обширные северные владения, Орден продолжит свое существование в южной Германии, пока в 1809 году его не упразднит Наполеон. Воссозданный спустя четверть века в Австрии, Тевтонский орден действует по сей день, занимаясь благотворительностью и уходом за больными.) Вновь установить союзнические отношения с воинственной Литвой Северо-Восточная Русь попытается спустя сто с лишним лет после договора Миндовга с Александром — при Дмитрии Донском, но чаемый союз расстроит династическая уния Великого княжества Литовского с королевством Польским, заключенная в 1385 году при деятельном участии Рима. Окатоличенная «сверху» (хотя и православная в массе своего преимущественно славянского населения — белорусов, украинцев, русских), Литва надолго останется неприятельницей Московского государства, а в 1569 году сольется с Польшей в единую недружественную России державу — Речь Посполиту. Вот такую «цепную реакцию» вызовет в последующих веках череда княжеских смертей в 60-е годы XIII столетия — для Руси воистину несчастливого. Те, кто, предположительно, выстроил этот ряд, едва ли заглядывали столь далеко вперед. Хотя... не будем упрощать неведомые нам замыслы. Особо тонкие цепи куют особенно опытные мастера. Самые сложные партии разыгрывают наиболее продвинутые гроссмейстеры. *** Сопоставленные здесь факты, наблюдения и догадки, разумеется, ничего не доказывают Версия о возможной причастности к предполагаемой серии убийств заинтересованной в них структуры — построение в известной мере умозрительное Но этот мысленный эксперимент, этот опыт книжного расследования помог нам перелистать внимательней (если не открыть впервые) несколько трудночитаемых страниц нашего прошлого, которое столь болезненно откликается в настоящем. Так что свою задачу автор считает выполненной. ■ ПРИМЕЧАНИЯ 1Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1975. С. 52. 2Матузова В.И. Примечания. — В кн.: Петр из Дус-бурга Хроника земли Прусской. М , 1997. С. 262. 3,4 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 288. 5 Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб, 1995. С. 263. 6 См., в частности: Кузьмин А.Г. Александр Невский. — В кн.: Великие государственные деятели России. M., 1996. С. 75. 7 Гумилев Л. H. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). М., 1970. С. 331. 8Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. С. 529. 9Пашуто B.T., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. С. 29 10 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. С. 252. Приведу в связи с этим наблюдение специалиста по исторической лингвистике, верное не только для славянства: «...мужъ — взрослый мужчина, свободный и мудрый, супруг и отец Это древнейшее название взрослого мужчины происходит от корня со значением 'думать, мыслить'... Мужем-владетелем мог стать только женатый мужчина... Ранние браки в Древней Руси (в том числе и у князей) объясняются именно тем, что для человека наступает время стать владетелем, следовательно, и мужем» — Колесов В. В. Мир человека в спове Древней Руси. Л., 1986. С. 83. и3апрудшк Я. Беларусь на пстарычных скрыжаван-нях. MiHCK, 1996. С. 27. 13Памятники литературы Древней Руси: XIII век.. С. 358. 14 Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. IV. M., 1991. С. 218. 15 Памятники литературы Древней Руси XIV — середина XV века. M., 1981. С. 50, 534-535. 16 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. С. 358. 17 Памятники литературы Древней Руси: XIII век.. С. 360. ,8 «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М., 1987. С. 192. 19 Плано Карпини И. История монгалов. Рубрук В. Путешествие в восточные страны. СПб, 1911. С. 61 20Пашуто В.Т. Александр Невский. M., 1975. С. 97. 21 Псторыя Беларусь У 2 ч. Ч. 1. МЫск 1998. С. 86. 22Пашуто В.Т. Александр Невский и борьба русского народа за независимость в XIII веке. M., 1951. С. 124. 23124 Пашуто В.Т. Александр Невский и борьба русского народа... M., 1951. С. 125. 25 Памятники литературы Древней Руси: XIII век.. С. 344. 26Соловьев С.М. Сочинения. В 18-ти кн. Кн. II. Т. 3-4. История России с древнейших времен. М., 1988. С. 183. 27Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. M., 1992. С. 133. 28 Памятники литературы Древней Руси: XIII век.. С. 360. 29 30 Памятники литературы Древней Руси: XIII век.. С. 364. 31 Памятники литературы Древней Руси: XIII век.. С. 366. ТЕХНИКА-МОЛОД ЕЖИ 1 99 40 |