Техника - молодёжи 1999-03, страница 20

Техника - молодёжи 1999-03, страница 20

Сергей АЛЕКСАНДРОВ, Р%Д инженер, УДМ

историк космонавтики | f

КОТОРОЙ.., НЕ БЫЛО

ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ. Долгое время успехи ракетчиков Третьего рейха у нас по самым разным причинам замалчивались. Слишком явна и велика была роль немецкого опыта в первых шагах «большого» ракетостроения Советского Союза — достаточно сказать, что принятая на вооружение в начале 50-х гг Р-1 была, по существу, усовершенствованным вариантом А-4 Объяснять же, почему с середины 30-х гг. наша страна утратила лидерство в ракетной технике, не хотелось ни государственному руководству, ни самим ракетчикам...

С наступлением эпохи «свободы слова» на отечественного читателя хлынул вал информации, на Западе давно известной и многократно тиражированной, но не ставшей от этого более достоверной. В публикациях, превозносящих технический гений германских инженеров, много небрежностей, ошибок, поверхностных суждений. Информация черпается не из архивных источников, а из мемуарной литературы, без критического осмысления, без какой бы то ни было оценки достоверности. Исторические экскурсы подменяются погоней за сенсацией.

И если с той же А-4 (она же Фау-2) все сравнительно просто, то с проектом межконтинентальной ракеты, известной нам под названием А-9/А-10, ситуация принципиально иная.

Несколько сотен А-4 попало западным союзникам, несколько было собрано из деталей, найденных советскими инженерами, все они были тщательно изучены, многократно запущены, наконец, — послужили основой для конкретных последующих конструкций. Для двух поколений советских ракетчиков А-4 была учебным пособием.

Что же до межконтинентального снаряда... Ставшая уже общеизвестной версия гласит, что создавалась двухступенчатая ракета, предназначенная для удара по Нью-Йорку (т.е. межконтинентальная), с крылатой второй ступенью. Разные авторы расходятся только в стадии прекращения работ — от эскизного проекта до огневых и даже летных испытаний.

Статья Л.Н.Мельникова — не худший образец отечественных публикаций последнего времени. У других авторов пораженный читатель узнает и даты пусков гитлеровских космических кораблей, и даже фамилии космонавтов нацистской Германии...

Однако все это — мифы. Мифы, рожденные давно и не в нашей стране. Как рассказывала историк Татьяна Николаевна Желнина, приступая — по моей просьбе — к поискам не только в западной литературе, но и в германских архивах, она рассчитывала, что хотя бы некоторые из легенд подтвердятся. Ведь пусть — враги, пусть — для преступных целей, но — какой взлет технического гения, какая научная смелость, даже дерзость! Увы, все оказалось не так, хотя реальная история немецкого ракетостроения, пусть и не столь фантастическая, не менее драматична

УВЕЛИЧИТЬ ДАЛЬНОСТЬ. Весной 1940 г. специалисты Ракетного центра Управления вооружений сухопутных сил Германии в Пенемюн-де (РЦП), располагавшегося на севере острова Узедом, вплотную приблизились к созданию первой в мире баллистической ракеты дальнего

действия А-4 (Фау-2). Осуществление ее проекта, разрабатывавшегося с 1936 г. под руководством Вальтера Дорнбергера (1895— 1980) и Вернера фон Брауна (1912—1977), напрямую зависело от создания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) тягой 25 т.

Эту задачу решил талантливый конструктор Вальтер Тиль (1910—1943), обеспечивший с 1937 г. поистине революционный прорыв в области жидкостного ракетного двигателестрое-ния, в результате которого от ЖРД тягой несколько тонн стало возможным перейти сразу к двигателю тягой 25 т. Он был впервые испытан на стенде 21 марта 1940 г. Ракета с дальностью полета 300 км стала реальностью. И хотя до ее первого успешного полета 3 октября 1942 г. еще оставалось два с половиной года, ракетчики из Пенемюнде уже начали обсуждать варианты изделий, способных преодолевать расстояния в тысячи километров.

Именно 1940—1941 гг. и датирован единственный дошедший до нас подлинный чертеж «двухступенчатого агрегата». Он-то и послужил основой для всех последующих реконструкций внешнего облика «ракеты А9/А10»! И только он. Дело в том, что межконтинентальная машина "фебовапа качественного технологического рывка, а значит, — сил, средств, времени. Этого немецким ракетчикам предоставлено не было: начнем с того, что как раз тогда же Гитлер запретил вообще все новые разработки, которые невозможно было закончить за полгода. Военный же заказчик требовал серию, реальное боевое средство, а затем — снаряд в полтора раза большей дальности — на 450 (а вскоре и 600) км, на чем и сосредоточились усилия разработчиков.

Способов повышения дальности рассматривалось два: скользящая траектория, когда ракета на нисходящем участке переходила на сверхзвуковое планирование, и совершенствование собственно ракетных характеристик, в первую очередь — удельного импульса двигателя. Последнее требовало нового топлива, по существу, — нового двигателя.

Хотя скользящая траектория была предложена и просчитана еще в 1939 г. Паттом, а в 1940—

1941 гг. подробно теоретически проработана Н.Грауппе, Дорнбергер 13 ноября 1941-го закрыл работы по варианту «Gleiter А4» («скользящая А4»). Это понятно: чисто баллистическая ракета А-8 представлялась (и сейчас представляется) более перспективной. Планировалось использовать новое, более энергоемкое топливо: горючее — визол (50% бензина, 50% бензола) или солярка, окислитель — смесь азотной и серной кислот.

Однако уже четыре месяца спустя (в марте

1942 г.) Дорнбергер приказал приостановить эту работу и немедленно возобновить исследования по проекту А-4Ь («Ь» — от «bastard», выродок...) все с той же целью — создать ракетный летательный аппарат, способный преодолевать расстояние 450 км. От предыдущего этапа новая машина отличалась формой крыльев. Это шарахание можно объяснить только одним: персонал РЦП «зашивался» с доводкой и серией А-4, сил на новую ракету не хватало, и крылатый вариант представлялся более реализуемым... А в октябре 1942 г. наступил второй, более продолжительный перерыв в проектировании А-4Ь, вызванный общим застоем в развитии германской ракетной техники.

Во второй половине 1944 г. положение немецких войск на фронтах стало уже критиче-

Т Е X Н И К А - М О Л О Д Е Ж И 3 99

ским, и руководство Германии стало связывать надежды на перелом во Второй мировой войне с боевым применением ракет дальностью 450 км и более В результате Электромеханические заводы Карлсхаген (гражданский преемник проектно-конструкторского отдела Армейского ракетного центра) получили от Управления вооружений сухопутных сил официальный заказ на проектирование, испытания и подготовку к производству крылатой ракеты А-4Ь. Здесь всплывает и название А-9 — вариант А-4Ь, опять-таки, с измененной формой крыльев; А-7 — совсем маленькая модель, сбрасываемая с самолета.. Увы, обеспечить устойчивое планирование на сверхзвуковой скорости немцы не смогли — задача была решена только при создании «Шаттла».

«Эти метания, помешавшие последовательной работе над проектом, привели к тому, что по поводу его реализации мог быть только такой комментарий: «Слишком поздно», — так писали пенемюндовцы много лет спустя.

«РАКЕТА ДЛЯ АМЕРИКИ». Но вернемся к двухступенчатому «агрегату». Безусловно, А-10 — будь она реализована — стала бы следующим (после А-4) грандиозным шагом ракетостроения. Под нее В.Тиль предложил поэтапную разработку двигателя тягой сначала 180 а затем и 200 т, причем каждый из них обещал стать техническим шедевром. Так, первый должен был состоять из 6 отдельных камер сгорания с общим соплом, а второй вообще предполагался однокамерным (для сравнения: в нашей стране ЖРД с такой тягой одной камеры был создан только в начале 80-х гг.). Тиль же предполагал завершить А-10 к 1944 г.

Но двигатель — еще не вся ракета. Чертеж «двухступенчатого агрегата» 1941 г. свидетельствует, вроде бы, о серьезности работ по межконтинентальному изделию. Только... Характерная особенность «А-9/А-10» явная на чертеже и воспроизведенная во всех известных реконструкциях, — вторая ступень утоплена в первой, вложена в нее. Реальность такой конструкции очень сомнительна: разделение ступеней — и без того непростой процесс, а тут выход А-9 из глубокого гнезда блока А-10. Откуда же вообще взялась эта схема?

Т.Желнина раскрывает книгу Германа Оберта «Die Rakete zu den Planetenraeumen» («Ракетой в межпланетное пространство»), издание 1923 г. Не правда ли, схема соединения «высотной ракеты Б» и «вспомогательной ракеты» нам уже знакома? Для тех, кто через 17 лет чертил «двухступенчатый агрегат», это издание было учебником, но неужели они не продвинулись дальше? Или — что более вероятно — это эскиз, дальше которого работа так и не пошла?

Скорее последнее. Несмотря на то, что большую часть архивов захватили американцы в Германии осталось многое. Ведь ракета, тем более — межконтинентальная — крупная программа, требующая кооперации многих предприятий, поставок специальных сталей и измерительных приборов, наконец — продуктовых пайков для охраны и расчетов. Все это сопровождается объемистой перепиской. Эти-то следы в архивах остаются, заокеанских инженеров организационные вопросы не интересовали... Так вот, в немецких архивах нет не только подобных отметин — нет даже самого названия «А-9/А-10»!

Есть А-9 — один из вариантов крылатого аппарата большой (до 600 км) дальности. Есть А-10—да, «проект Америка», но упоминающийся как дальняя перспектива, «после развертывания серийного производства А-4» — сказал

18