Техника - молодёжи 1999-03, страница 43

Техника - молодёжи 1999-03, страница 43

К Л У

Б «ТМ»

Досье эрудита ЧТО ТАКОЕ НАУКА?

8 октября 1825 г. великого русского математика Н.И.Лобачевского (1792-1856) избрали библиотекарем Казанского университета. В правилах той эпохи претендент на такую должность выбирался обязательно среди профессоров и утверждался ученым советом. И вот, пытаясь внедрить у себя библиографическую систему, принятую в Московском университете, Николай Иванович обнаружил, что существующие научные сочинения делятся там на науки и искусства, причем к последним относятся медицина, военное дело, филология и политика, что не совсем совпадало с его мнением. К тому же Лобачевский считал, что, например, «история вообще не может признаваться ни наукок^^у^^кусством, в

особенности

она будет

написана с известной целью». (Кстати, весьма существенное для современных историков замечание.)

Действительно, а что можно считать наукой?

Леонардо да Винчи (1452— 1519) утверждал, что «ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство». Роберт Гук (1635— 1703) предостерегал, чтобы в науки «не вмешивать богословие, политику или логику». Любопытно и высказывание, близкое нам по времени, советского академика А.Н.Крылова (1863—1945), о том, что он «пришел к следующему весьма неутешительному заключению — есть две группы наблюдательных наук, именуемых точными: астрономия, физика, химия и пр., и есть другая — белая и черная магия, астрология, графология, хиромантия и пр. К этой второй группе принадлежит и метеорология». А пояснил он это так: «в Адене дождь идет раз в год, в Бергене — 360 раз. Если какая-либо теория предскажет, что будет дождь в Адене: 15 октября 1900 г., 18 июня 1901 г., 13 сентября 1902 г. и т.д. вперед на 20 лет и 50% предсказаний окажутся верными, то такая теория заслуживает внимания: это не то, что предсказать, что будет дождь в Бергене»

Да, как ни странно, точного

определения термина «наука» пока не существует. Вот что писал по этому поводу английский ученый Джон Бернал (1901 — 1971): «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно только лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный». Поэтому ограничимся весьма туманным определением Альберта Эйнштейна (1879—1955): «Наука как нечто существующее и завершенное является чем-то наиболее объективным из известного человеку». □ Борис ХАСАПОВ, инженер, г.Новороссийск

Биография предмета ЗОНТ

На Востоке — скажем, в Таиланде, Китае и Японии — он известен уже более тысячи лет. А европейские моряки впервые познакомились с ним в XVI—XVII вв. — вспомните Робинзона, разгуливавшего по своему острову с самодельным зонтом. Однако в то время это средство для защиты от дождя или солнца не привлекало к себе внимания в Европе. Лишь в следующем веке англичанин из Портсмута Джонес Гэн-вей, путешествуя по Востоку, догадался, что оно окажется весьма полезным и у него на родине, в королевстве дождей и туманов

Возвратившись в Лондон в 1750 г., Гэнвей в первый же дождливый день отправился гулять с зонтиком, вызвав смех и веселое оживление у зевак. Но, видя, что экстравагантный модник не реагирует на насмешки, толпа стала осыпать его ругательствами и даже угрозами, а экспансивные уличные мальчишки забросали мужественного новатора камнями и грязью. Впрочем, вскоре даже самые консервативные горожане убедились, что его нововведение полезно. И на лондонских улицах стали все чаще появляться прохожие с водонепроницаемыми куполами.

Китайский зонт, привезенный Гэнвеем, было неудобно складывать, и, возможно, именно он сам придумал складные спицы, соединенные с ручкой. Некоторые же считают, что их автором был замочный мастер из Брайтона Артур Гавестон.

А спустя еще век европейский механически складывающийся зонт вернулся на Восток и полностью вытеснил традиционные китайские. Тем не менее, Китай и Япония не уступили Европе первенства: и поныне они сохраняют лидерство в производстве зонтов 80% их мирового производства сосредоточено там, но вся эта продукция снабжена исключительно европейским, а точнее — английским складывающимся механизмом □ Иван РЫНКОВ, инженер

«МАСЛО» ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

В 1871 г., во время осады Парижа немецкими войсками, возникла необходимость утилизировать скопившиеся на бойнях запасы животного сала в приемлемый пищевой продукт. Правительство национальной обороны поручило решить эту задачу химику Меж-Мурье.

Полученное с боен сало он мелко измельчил и вытопил в воде, нагретой до 50—60° С. Вытопленная при такой сравнительно низкой температуре жидкость была лишена неприятного сального запаха и застывала при охлаждении. Ее подвергали холодному прессованию — она превращалась в мелкозернистую массу, вполне пригодную для употребления в пищу. Меж-Мурье назвал продукт беломар-гарином или просто маргарином. Оставалось лишь придать ему вкус и внешний вид коровьего масла. Для этого маргарин сбивали в маслобойках с молоком хорошего сорта или даже со сливками и слегка подкрашивали в желтоватый цвет шафраном или морковным соком.

Новое «масло для бедных» стало очень популярным среди городского населения Франции, Англии, Германии и Швеции Предприимчивые иностранцы не преминули облагодетельствовать им и русского потребителя. Уже в 1873 г. некий иностранец Морикс построил в Петербурге завод и предложил русскому военному ведомству принять маргарин для питания солдат. Технический комитет Главного интендантства, проведя его лабораторные испытания, тщательно обследовав сам завод на предмет сангигиены, дал согласие на включение нового продукта в солдатский рацион: еще бы — он оказался в 2 раза дешевле коровьего масла! Одновременно с поставкой в армию Морикс начал доставлять маргарин на петербургские рынки.

Но эта идиллия продолжалась недолго. Морикс не то умер, не то уехал. Его завод попал в руки недобросовестного общества на паях, которое, торопясь как можно скорее нажить побольше денег, начало пускать в переработку всевозможные жировые отбросы и даже сало дохлых животных, причем вытапливание производилось не при 50—60° С, как делал Меж-Мурье, а при 100°. Фальсификация обнаружилась, было назначено расследование, после чего Министерство финансов издало постановление о выработке маргарина, которое точно узаконило как процесс его изготовления так и продажи. С тех пор производство маргарина в Петербурге прекратилось, а недобрая о нем слава сохранилась надолго, хотя популярность настоящего, по всем правилам изготовленного маргарина продолжала рости. К 1927 г. доминирующее положение на маргариновом рынке захватили два треста, базировавшиеся на англий

ском и голландском капитале, и имевшие маслобойные заводы во многих странах Европы. А в 1927 г они объединились в межнациональный маргариновый картель. В Советской России производству маргарина также было уделено серьезное внимание. Здесь Государственный пищевой трест разработал технологию его выработки из подсолнечного масла — такой продукт оказался более стойким при хранении, нежели полученный из животных жиров. □

Герман СМИРНОВ, инженер

Бывает же такое!

МУЗЕЙ УЖАСОВ

У знаменитого французского живописца и графика XVIII в. Оноре Фрагонара был двоюродный брат — тоже Оноре Фрагонар, известный хирург, фанатически увлекавшийся анатомией, препарированием и бальзамированием трупов. Читая лекции в ветеринарной школе недалеко от Парижа, он интенсивно работал в анатомическом театре, препарируя по два трупа в неделю, разрабатывая всевозможные фиксирующие растворы, смолы и бальзамы. Все эти специфические знания для Фрагонара были средством удовлетворения его несомненных, но странным образом извращенных художественных наклонностей. Он посте

пенно создавал при школе некое подобие музея восковых фигур, но вместо последних были выставлены в соответствующих позах забальзамированные трупы людей и животных. Столь причудливые адские композиции оказывали странное действие на зрителей. Содрогаясь, негодуя, подозревая автора в сумасшествии, люди тем не менее, как бы против своей воли, тянулись со всех концов Франции в его музей ужасов. Отталкивающее и одновременно притягательное искусство Фрагонара обрастало легендами; говорили, будто среди экспонатов было и тело его невесты, которая умерла от горя когда родители запретили ее брак с ним. Конечно же, это легенда, но правда то, что музей, открытый в 1766 г., существует до наших дней и продолжает своей необычностью привлекать посетителей. ■

Евгений БАРИНОВ, судебно-медицинский эксперт

Рис. Николая ДОРОНИНА

ТЕХНИКА — МОЛОД

; Е Ж И 3 99

41

* ФРАГОНАР 0.