Техника - молодёжи 1999-03, страница 44

Техника - молодёжи 1999-03, страница 44

АНТОЛОГИЯ

ТАИНСТВЕНН

Ы X СЛУЧАЕВ

ятьдесят два с половиной года назад Международный военный трибунал в Нюрнберге приговорил к смертной казни через повеше-венадцать главных военных преступников — Геринга, Риббентропа, Ро-зенберга, Кейтеля, Йодля, Франка, Зау-келя, Штрейхера, Фрика, Зейсс-Ин-кварта, Кальтенбруннера и Бормана. Последнего — заочно, поскольку этот человек, являвшийся руководителем канцелярии нацистской партии, бесследно исчез из горящей рейхсканцелярии в ночь на 1 мая 1945 г. (эта ночь, называемая Вальпургиевой, считалась, по немецким народным поверьям, праздником ведьм — «великим шабашом»).

Говорили, что Мартин Борман пытался прорваться из Берлина на запад под прикрытием танков и при этом погиб, однако большее хождение получила версия о том, что ему все же удалось вырваться из окруженного города и затем бежать в Латинскую Америку, конкретно — в Парагвай, где он и прожил до самой смерти.

Однако южноамериканский след — не единственный в таинственном его исчезновении. Поскольку Борман был осужден как военный преступник, совершенные им деяния не имеют срока давности, и он усиленно разыскивался как спецслужбами некоторых стран, так и отдельными людьми. И эти поиски дали определенные результаты — в разные годы данные об его пребывании обнаруживались не только в Южной Америке, а и в Испании, Швейцарии... Но в 1972 г. немецкая полиция сообщила, что в Западном Берлине при земляных работах найден скелет, который, судя по предварительному осмотру, мог бы принадлежать Борману. 4 месяца о находке подтвердили официально, и, казалось бы, многолетняя эпопея с розыском одного из главнейших военных преступников, наконец-то, закончилась. Однако старший сын Бормана, которому сейчас около семидесяти, не согласился с выводами криминалистов. На ключице скелета, найденного в Берлине, нет признаков перелома, а ведь точно известно — рейхсляйтер сломал ее перед войной; это и не позволяет Борма-ну-младшему (его тоже зовут Мартин) принять на веру мнение экспертов.

Словом, ясности в послевоенной судьбе Бормана по-прежнему нет, а потому рассмотрим три версии того, как сложилась его «жизнь после смерти», да и кем он был на самом деле.

Версия Кристофера Крейтона

В 1996 г. Крейтон, бывший английский разведчик, выпустил книгу «Загадка Бормана», где без всяких обиняков утверждает: Мартин Борман не погиб в осажденном Берлине, а был похищен английскими спецслужбами, в частности знаменитой МИ-6, и секретным порядком переправлен в Лондон. Там ему сделали пластическую операцию, и в своем новом обличье он прожил в Англии до 1956 г. Но в апреле того года в Лондоне ожидали визита высоких советских гостей — 1-го секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева и председателя Совета министров СССР Н АБулганина. Опасаясь, что они каким-ли

бо образом узнают о пребывании в Англии Бормана, хитроумные лорды решили сплавить его подальше с глаз долой — в Парагвай. Где Борман и скончался в 1959 г.

Однако на этом «сюрпризы от Крейтона» не кончаются. Если верить и ныне здравствующему ветерану английской разведки, то Борман, с помощью все той же МИ-6, присутствовал негласно на Нюрнбергском процессе и, таким образом, самолично выслушал вынесенный ему смертный приговор.

Конечно, невозможно на все сто процентов ни согласиться с Крейтоном, ни опровергнуть его; тем не менее, на ум тотчас приходят такие, например, вопросы: почему Уинстон Черчилль, бывший в 1945 г. английским премьером, пошел на такой рискованный шаг, как похищение Бормана? Во имя чего, спрашивается, он решился и на другой, не менее рискованный, поступок — не выдал Бормана суду Нюрнбергского трибунала? Ведь об его действиях могла узнать вездесущая советская разведка, и тогда бы Черчилля ждал грандиозный скандал. Сталин, авторитет которого в мире был тогда непререкаем, не простил бы ему такого двурушничества (а по сути, предательства союзнических обязательств), и Черчилль прекрасно это сознавал. И все-таки пошел на колоссальный риск? Почему?

Крейтон отвечает и на этот вопрос. Оказывается, Борман был сотрудником МИ-6! А поскольку занимал второе место в партийной правящей верхушке, то нетрудно представить, какую информацию он поставлял англичанам. И те не могли бросить на произвол судьбы столь ценного агента.

Но это лишь одна сторона дела. Другая, не менее важная, а может, даже главная, состоит в том, что политические и финансовые круги тогдашней Англии возлагали на Бормана выполнение своих далеко идущих планов. А они заключались, во-первых, в том, чтобы при его помощи выявить нацистских преступников, скрывшихся в Латинской Америке, а во-вторых, чтобы пополнить британскую казну за счет средств этих самых преступников, ограбивших за время войны всю Западную Европу.

Обе задачи были успешно решены. Под опекой МИ-6 Борман совершил несколько вояжей в Бразилию, Аргентину и Парагвай, результатом которых стали не только аресты бывших нацистских бонз, повинных в массовом уничтожении людей, но и перевод огромных сумм (денег, золота, драгоценностей) из их фондов в банки лондонского Сити.

Как уже говорилось, по утверждению Крейтона, Борман умер в Парагвае в 1959 г., однако многие были убеждены, что он на самом деле туда никогда не уезжал, а спокойно жил в Англии аж до 1989 г. Сторонники этой версии утверждают, парагвайский сюжет — ловкая дезинформация, запущенная в обиход все той же МИ-6. Ей было необходимо во что бы то ни стало сохранить агента, а поскольку его продолжали разыскивать спецслужбы разных стран, допустим, Израиля, то МИ-6 и наводила их на ложные следы. Причем не ограничивалась этим — выпускала на сцену и двойников Бормана. Например, точно известно, что в 50-е гг они действовали в Германии, Италии, Швейцарии и других европейских странах.

Кстати, сам Крейтон не только подтверждает сказанное, но идет дальше: по его

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 99

словам, все документы, имеющие хоть какое-то касательство к Борману, были фальсифицированы МИ-6, что окончательно сбило с толка его преследователей. Однако с 1989-м как годом смерти Бормана, да еще в Англии, он категорически не согласен. Наци № 2 умер в 1959 г. в Парагвае, настойчиво повторяет он.

С этим в определенной степени согласуется следующий факт. В 1998 г. одна из наших телепрограмм оповестила о сенсации: в Аргентине обнаружен паспорт Бормана. Информация и в самом деле интересная, правда, непонятно, почему ТВ передало ее со столь большим опозданием — ведь паспорт «всплыл» двумя годами раньше. В аргентинском городе Сан-Карлос-де-Бари-лоче. И хотя он оформлен на имя уругвайского крестьянина Рикардо Бауэра, в нем вклеено и удостоверено печатью фото Бормана. Так что криминалистам теперь предстоит сложная и кропотливая работа. Вероятно, она уже проводится, но каких-либо сведений на этот счет пока нет.

Итак, мы убедились, что версия, выдвинутая Крейтоном, смела, неожиданна и достаточно доказательна. Если в скором времени прояснится история с паспортом, то очень может быть, что «белое пятно», именуемое «загадкой Бормана», будет стерто с мировой криминальной карты. Однако пусть это не слишком расхолаживает читателей. Им приготовлен еще более сногсшибательный сюрприз, поскольку поистине ошеломительна другая версия —

Версия Бориса Тартаковского

Судьба свела этого человека с Маршалом Советского Союза А.И.Еременко, который перед смертью, в 1970 г., открыл ему тайну, можно сказать, государственного значения Она касалась Бормана — тот, по словам полководца, был никто иной, как особо законспирированный советский разведчик. Откуда Еременко знал об этом и почему открылся Тартаковскому, последний не уточняет, однако услышанное настолько его поразило, что он последующие двадцать лет посвятил архивным розыскам и собиранию сведений о Бормане. Результатом этой титанической работы стала его документальная повесть «Мартин Борман — агент советской разведки». В ней прослежен весь жизненный путь Бормана, кончая майскими событиями в Берлине в 45-м. Вот как это выглядит в очень сжатом пересказе.

В первой половине 20-х гг. в СССР в очередной раз приехал глава немецких коммунистов Эрнст Тельман (всего он, с 1921 г, побывал у нас более десяти раз). Посетив некоторые советские предприятия, он затем, сопровождаемый комкорами Я.К.Бер-зиным и А.Х.Артузовым, занимавших крупные должности в системе ГРУ РККА, приехал в расположение 2-й Червоноказачьей дивизии имени Немецкой Коммунистической партии. Именно там и произошел разговор Тельмана с Артузовым и Берзиным, в котором была высказана мысль о желательном внедрении коммунистического агента в ближайшее окружение Гитлера. Руководители СССР понимали, что рано или поздно нашей стране придется столкнуться с Германией, а потому «свой человек» в ее потенциально властных эшелонах был просто необходим.

Тельман ответил, что у него есть на примете подходящая кандидатура. Это проверен

42