Техника - молодёжи 1999-03, страница 47

Техника - молодёжи 1999-03, страница 47

м

в

Действительно, по каким критериям женщина находит мужчину привлекательным либо (скажем помягче) наоборот? А сами женщины — да. они прекрасны, но что именно делает их таковыми? Извечная ссылка на соответствие лица древнегреческим канонам красоты давно устарела — тем более что никто ведь не ходит по улицам с портняжным сантиметром и не прикладывает его к скулам, подбородкам, лбам и носам женщин, дабы определить, какая из них ему нравится. Все происходит как-то само собой, автоматически, на подсознательном уровне, глубоко в мозгу. Но что же все-таки там творится?

Еще в конце прошлого века англичанин Френсис Гальтон, используя «перепроявленные» фотографии разных людей (видимо, на них резче прописаны характерные черты?), более или менее убедительно доказал, что самые привлекательные лица — самые средние, типичные. Наши высокоученые современники из Стирлингского университета запоздало подвели под заключение

Ученые также пробовали изучить лица голливудских суперзвезд и понять, почему публика провозглашает некоторых из них секс-символами эпохи. Впрочем, одно очевидно — сам статус суперзвезды. Если красивое лицо не тиражировать, никто не узнает, что оно красиво. Ну а остальные резоны, видимо, относятся к области моды, а не физиологии. И тут выстраивается любопытный ряд, отражающий эволюцию вкусов и сексуальных пристрастий общества: идол 20-х гг. — Луиза Брукс, невинная девочка с широко раскрытыми глазами (1); 40-х — Рита Хайворт, «вульгарная львица кабаков и притонов», как писала о ней советская пресса (2);

Гальтона научную базу: а что вы хотите, так уж устроена человеческая психика — мы всегда предпочитаем максимально похожее на то, что уже видели... А затем большая наука — главным образом американская — всерьез принялась за проблему привлекательности человеческих лиц Ранее удалось выяснить, по каким признакам мы опознаем знакомые нам лица — сей обнадеживающий успех был достигнут с помощью компьютерного моделирования. Его же попытались применить и теперь.

Одно из наиболее серьезных исследований провели в университете штата Нью-Мексико. Для начала написали компьютерную программу фоторобота, позволяющего «скрещивать» изображения разных лиц, взяв одни черты от одного, другие — от другого. Затем смоделировали изображения 30 разных физиономий (хотя с таким же успехом можно было ходить по улицам и фотографировать кого попало, пока не набе-

«ДоШЯШ, что Вы ш „

в нем нот?!»

Ненаучная тайна обаяния

рется три десятка кадров, но раз уж есть компьютер...). Испытуемые — в количестве, видимо, изрядном, хотя и не уточненном — оценивали каждое лицо по 10-бапльной шкале. Облики, набравшие менее всего баллов, отсеивались, а из остальных компьютер — путем гибридизации — постепенно выводил модель идеально привлекательного лица.

И каким же оно вышло? Как ни странно, всего лишь средним арифметическим между исходными 30 образами. Причем в обеих сериях опытов — с мужскими и женскими лицами. Например,

женский идеал получился неотениче-ским, каким-то удлиненно-наивным, почти подростковым, с полными губами и большими глазами, расположенными на середине лица. А мужской... да, в общем, таким же. Словом, компьютер привел ученых к тому же выводу, к которому античные «от Бога данные» каноны привели античных художников. Но почему идеал таков — с научных позиций?

Начнем с женского. По мнению исследователей, его черты служат показателем юности (или того, что их обладательница хорошо сохранилась) и высокого титра эстрогена в крови — а следовательно, высокой плодовитости (фи, как грубо и непоэтично). Возможно, но тогда давайте таблицу математической зависимости того от другого, иначе это не вывод, а домысел!

Ну а мужской идеал... Да, кстати, о мужском идеале! Где же квадратный подбородок, мощные скулы и прочие черты классического «махо» (самца-доминанта)?

А Д А Н И Я

И тут ученые не придумали ничего лучшего, нежели сослаться на кинематограф. Ну а как же, мол, вот Леонардо ди Каприо (герой фильма «Тита-I ник») — он ведь с ' виду сама изнеженность, ничто в его облике не говорит об избытке силы и мужества, а сколько прекрасного пола легло к его ногам! (Простите за двусмысленность.) Просто современные женщины устали от мужской сексуальности «доминантного», сильного типа, обыкновенно проявляющегося в форме заурядной грубости...

Хм! И все? И ничего более конкретного наука сказать не в силах, и даже компьютер не помог?!

Впрочем, выяснилось еще кое-что: сотрудники университета Сент-Эндрюс с помощью позитронно-эмиссионного томографа установили, что оценка выражения лица происходит, скорее всего, в мозговых миндалинах. Эти небольшие

60-х — Твигги, чье лицо — эталон симметрии (3); 90-х — Кортни Кокс, интеллектуальная особа, пренебрегающая косметикой, идеал мыслящего мужчины (4). А теперь «комплементарный» ряд секс-символов мужеска полу: 20-е гг. — Валентинов доминант до мозга костей (5); 40-е — Кэри Грант (6), столь же суровый и мужественный, сколь вежливый и галантный (в университете Нью-Мексико полагают, что это в нем играл излишек тестостерона); 60-е — Мик Джеггер, отпетый и донельзя порочный, с виду такой грубый, а на самом деле такой нежный (7); наконец, знаменитая жертва «Титаника» (8) — комментарии см. в тексте.

группы нейронов, упрятанные глубоко в подкорку, особенно сильно возбуждены, когда на лице собеседника написан страх. А нет сомнения, что при оценке привлекательности лица очень важно его выражение. Поэтому подкорковые миндалины, вероятно, имеют прямое отношение к обсуждаемой проблеме. Но — и только.

«Сухой остаток»: милые дамы, вы — по-прежнему совершенное творение природы, и ваше неотразимое очарование по-прежнему таинственно и волшебно! И критерии, по которым вы выбираете нас, незыблемо остаются вашим секретом!

Иными словами, красота для науки непознаваема — как женская, так и мужская. Интересно, а тот профессор из Нью-Мексико, когда выбирал себе жену, не забыл определить ее плодовитость по степени неотеничности лица? Или он холост?.. ■ По материалам зарубежной печати

ТЕХНИКА-МО Л О ДЕЖИ 47 99