Техника - молодёжи 1999-05, страница 14РАССЛЕДОВАНИЕ «ТМ» Станислав НИКОЛАЕВ, инженер материал типа целлулоид, а точнее — оргстекло французского производства (родоид). Стенки силовых балок лонжеронов и поверхности других несущих большую нагрузку металлических элементов конструкции также оклеили родо- История эта давняя. Еще в Первую мировую войну печать обсуждала дерзкий полет немецких летчиков. Под покровом ночи они сумели проскользнуть чуть ли не до пролива Ла-Манш и вернулись обратно, так и не замеченные французскими наблюдателями. При этом газеты писали: «скрытности полета в немалой степени способствовала обшивка аэроплана, выполненная из материала высокой прозрачности». Зачем понадобилась прозрачная обшивка, коли полет совершался все равно ночью, — теперь остается лишь гадать. Ничего не известно и о том, как создатели того загадочного летательного аппарата решили проблему шума авиационного мотора. Да и вообще: каков смысл «круиза» в темноте, если фотоаппаратура тогда могла снимать, а летчики-наблюдатели — вести разведку лишь днем? Наконец, был ли этот полет на самом деле, или он — просто выдумка падких на сенсации газетчиков?.. Так или иначе, а уже к 20-м гг. невидимость (или, хотя бы, малозаметность) считалась важнейшей чертой идеального самолета-разведчика. Но как же ее добиться? Увы, окончательного ответа нет и по сию пору, хотя попыток было изрядно. Расскажем о некоторых из них. История 1. ПРОЗРАЧНЫЙ, СЛОВНО СТЕКЛО... В свое время в «ТМ» (№ 2 за 1977 г.), под рубрикой «Антология таинственных случаев», была опубликована статья И.Вишнякова об интересном эпизоде из истории отечественного самолетостроения. В ней приводились воспоминания бывшего авиатора, капитана А.В.Вагуля — о том, как в 30-е гг он присутствовал на испытаниях самолета-невидимки По его словам, сама машина выглядела бы обычным небесным работягой — вроде какого-нибудь связного, санитарного или учебного аэроплана, если б не ее ярко блестевшая под солнцем обшивка. В остальном же она напоминала всем знакомый У-2 (только моноплан). Подкосы, расчалки, две кабины без фонарей, с козырьками. Скоростенка, надо полагать, километров 150—200, не больше... Вот только после запуска двигателя, одновременно с нарастанием оборотов, самолет начал исчезать из виду, по словам Вагуля — «истаивать, растворяться в воздухе...» Что он разбегается, оторвался, набирает высоту — можно было определить уже только по перемещению звука к лесу и над лесом. Проводившаяся с земли и с воздуха киносъемка ничего не дала (или, если угодно, дала слишком уж много). Операторы наводили объективы на звук, все небо, говорят, обшарили, но ни в одном кадре потом не обнаружилось ничего, кроме облаков. Даже тени того самолета не оказалось. идом, прикрытым с внутренней стороны зеркальной амальгамой. Капот, кабины, колеса и прочие части машины покрасили белой краской, смешанной с алюминиевым порошком, и отлакировали. Специально обработанные поверхности — прозрачные, зеркальные, белые, лакированные — должны были породить оптические погрешности, аберрации, искажающие вид самолета. Но стать только из-за этого полностью невидимым тело столь сложной формы едва ли могло. Да еще в движении — при разных поворотах, при различном освещении. Обычный самолет (а) мы видим благодаря лучам света, отражающимся от него. Предполагалось, что от «прозрачного» (б) свет отражаться не будет. Вскоре «невидимка» сел. Слышно было, как он катился по бетонке, как остановился невдалеке от группы командования и развернулся. Затем мотор стал затихать, и самолет опять «сгустился», словно джинн из арабской сказки. Попытки разобраться в этой загадочной истории, раскрыть особенности конструкции, разумеется, делались неоднократно. Хотя, собственно, никакой особой загадки здесь нет, достаточно открыть классический труд авиаконструктора и известного историка авиационной техники В.Б.Шаврова «История конструкций самолетов в СССР», том 1. Там мы узнаем, что работы по созданию визуально невидимого самолета велись в Военно-воздушной инженерной академии им Н.Е.Жуковского до 1935—1936 гг. (а не в 1937 г., как пишет Вишняков) под руководством профессора С.Г.Козлова. Для этого полотно обшивки АИР-3 заменили на прозрачный Шавров пишет: «Самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей... На кинокадрах не получалось изображение самолета, а на больших расстояниях не видно было даже пятен. Впрочем, родоид довольно скоро потускнел, потрескался, и эффект невидимости снизился». Что же, выходит, все дело в качестве материала? Но ведь первые опыты были проведены в начале 30-х гг., и в дальнейшем органическое стекло стало лучше, прозрачнее, прочнее. Почему же не поднялась больше в воздух «невидимка»? Несколько лет назад в архивах была найдена фотография прозрачного АИРа в воздухе — и нельзя сказать, чтобы он был уж очень невидим... Думается, и Шавров, и тем более — скрывшийся тогда под псевдонимом автор «ТМ» (авиаинженер и журналист И.Э.Чутко; как выяснилось много позднее, источником информации для его очерка и прототипом загадочного «конструктора Дунаева» стал авиаконструктор Р.Л.Бартини, но это — совсем другая история) сильно преувеличили эффективность принятых конструктивных мер. Обошлось же это дорого, и вот почему. ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 9 9 |