Техника - молодёжи 1999-06, страница 36

Техника - молодёжи 1999-06, страница 36

От полевой артиллерии издавна требовалась высокая маневренность. Ведь батареи следовало расположить перед сражением не только так, чтобы их огонь был наиболее чувствительным для врага, но и чтобы, в зависимости от непрерывно меняющейся обстановки, они могли бы быстро переместиться на другие позиции. И если на долгом марше орудия, передки и ящики со снарядами прицепляли к конным упряжкам, а в нынешнем столетии и к автомобилям, колесным и гусеничным тягачам и тракторам, то на поле боя, в зоне действия даже стрелкового оружия неприятеля, их приходилось перекатывать самим расчетам. Одно дело —- перемещать по неровной, да еще изрытой воронками местности 45-мм противотанковую пушку образца 1942 г., весившую «какие-то» 650 кг, и совсем другое — 76,2-мм «дивизионку» массой 1250 кг

Заводить же автомобили и тягачи на простреливаемое насквозь пространство было бы крайне опасно, к тому же столь крупная и хорошо заметная цель только облегчала работу вражеским наблюдателям Так почему бы не оснастить полевое противотанковое орудие небольшим, легким и достаточно мощным мотором, чтобы оно получило возможность самостоятельно переходить с одной позиции на другую без воздействия мускульной силы расчета?

Об этом много думали конструкторы и артиллеристы, но первыми, еще в 1948 г., эскизный проект подобной самодвижущейся пушки составили советские инженеры К.В. Беляев-ский и С.Ф. Комиссарик. Предложенная ими мини-САУ могла передвигаться по полю боя без помощи тягача со скоростью от 5 до 25 км/ч, преодолевая небольшие препятствия и — вброд — небольшие речки и заболоченные участки. Проект одобрили, и вскоре на вооружение Советской Армии поступили самодвижущиеся противотанковая пушка СД-57 калибром 57 мм и 85-мм пушка СД-85. Они и послужили предметом для подражания многим создателям аналогичных артиллерийских систем, как отечественным, так и зарубежным.

Первая предназначалась для поражения танков и другой подвижной бронированной техники, одиночных орудий и находящейся на открытом пространстве живой силы противника. Унитарные боеприпасы для нее позаимствовали у состоявших в войсках пушек ЗИС-2, 4-51М и 4-51 П. Это были выстрелы с остроголовыми и тупоголовыми бронебойно-трасси-рующими снарядами УБР-271 и УБР-271 Л, которые весили по 3,14 кг, оснащались донными взрывателями и обладали начальной скоростью 975 м/с. Ими расчеты вели огонь прямой наводкой на дистанциях до 1180 м.

Подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды УБР-271 П и УБР-271 Н, весом по 1,79 кг, выбрасывались из ствола орудия с начальной скоростью 1250 м/с. В боекомплект входили еще и осколочные гранаты УО-271У, оборудованные головными взрывателями KTM-IV. Вес каждой составлял 3,37 кг, начальная скорость — 695 м/с. При возвышении ствола орудия на 15 град, дальность стрельбы из СД-57 достигала 6700 м.

При ведении огня прямой наводкой и с закрытых позиций расчеты пользовались оптическими прицелами ОП2А-50 и МП1-50.

Понятное дело, по устройству самодвижущаяся пушка СД-57 отличались от традиционных противотанковых артси-стем. Если не считать моноблочного ствола, оснащенного дульным тормозом, клиновым вертикальным затвором с полуавтоматикой копирного (механического) типа, остальная конструкция СД-57 была весьма своеобразной.

ПОД ШИФРОМ ОД

В передней части корытообразной, сварной люльки располагалась труба, а в ней находились гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. К самой же люльке приваривалась обойма с гнездами, в которые помещались цапфы для соединения верхнего станка (рамки) с качающейся частью пушки.

Рамка удерживалась полуосями на несущем щите и вращалась на них в горизонтальной плоскости. В ее боковых стенках имелись другие цапфы для соединения с люлькой, чтобы обеспечить теперь уже вертикальное перемещение качающейся части орудия.

На несущем щите, жестко скрепленном с передним и задним бронелистами, нижним откидным и рамкой, располагалась вращающаяся часть орудия. На нем были смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части, задний мост, устройство для крепления станин, рама, на которой устанавливались двигатель и коробка перемены передач, бензопровод и ящики для запасного имущества.

С нижней полуосью рамки (верхнего станка) и кронштейном люльки шарнирно соединялся подъемный механизм винтового типа. Поворотный, также винтовой, механизм шарнирно соединялся с рамкой и кронштейном, размещенным слева на заднем листе щита.

Станины СД-57 выполнили раздвижными, коробчатыми, полыми с сошниками на концах. Они шарнирно соединялись с несущим щитом и параллелограммными устройствами — одна с другой, что обеспечивало орудию должную устойчивость при стрельбе, поскольку оно располагалось на четырех точках опоры — двух сошниках и паре колес. Это было особенно важно, когда орудие находилось на огневой позиции на неровной местности.

В хоботовой части станин разместили направляющее колесо с рулем автомобильного типа и системами управления двигателем и трансмиссией, там же устроили сидение для водителя.

В средней части станин на кронштейнах разместили съемные ящики с боеукладкой. Когда пушку выводили на огневую позицию, их снимали, а при самостоятельном движении на них усаживали двух артиллеристов. При буксировке тягачом ящики убирали в его кузов.

Внутреннее пространство станин и приваренные к ним снизу бачки служили для хранения бензина, его подача производилась по бензопроводу. При движении по крутизне бензин самотеком переливался в хоботовую часть станин, бачки же оставались заполненными, и питание горючим двигателя не прекращалось. Всего в станинах и бачках помещалось около 35 л бензина.

На СД-57 применили двухцилиндровый, четырехтактный карбюраторный мотор с воздушным охлаждением, смонтированный на специальной раме, прикрепленной к несущему щиту слева, его максимальная мощность с учетом потерь на вентилятор и выхлоп составляла 18 л.с. Щит и специальное ограждение предохраняли силовую установку от боевых повреждений.

Трансмиссия состояла из сцепления, коробки перемены передач, главного вала, заднего моста, карданных приводов и бортовых передач. Сцепление было сухим, двухдисковым, ведомые диски снабжались накладками из фрикционного материала, размещенными с обеих сторон. Коробку перемены передач выполнили двухходовой, с тремя скоростями вперед и

одной назад, в блоке с демультипликатором. Она помещалась на картере двигателя со стороны, обращенной к сошникам станин. Коробка перемены передач и демультипликатор позволяли изменять величину крутящего момента, передающегося на колеса, в зависимости от дорожных условий, причем последний включался, когда требовалось увеличить усилие на коротких участках, и только при преодолении препятствий. Усилие на бортовые передачи передавалось через конический дифференциал заднего моста. Предусматривался механизм его блокировки для обеспечения лучшей проходимости, а в гололед ведущие колеса снабжались цепями противоскольжения.

Задний мост выполнили из четырех самостоятельных узлов, которые разместили в нижней лобовой части несущего щита. Для движения в ночное время пушку оборудовали фарой, получившей на ходу энергию от генератора постоянного тока, а на стоянках — от аккумуляторной батареи.

На длительных маршах пушки СД-57 обычно буксировали грузовыми автомобилями ГАЗ-51, ГАЗ-бЗ и ЗИС-151 со скоростью до 60 км/ч. Само же орудие на ровной местности развивало до 40 км/ч.

...Через некоторое время и в Англии создали самодвижущуюся противотанковую пушку калибром 76,2 мм. Только британские инженеры не стали приспосабливать ее штатный лафет под двигатель, а разработали специальный, 4-колесный, рассчитанный на движение по местности без буксировщика со скоростью до 40 км/ч. На нем устроили места для водителя и расчета, для силовой установки и ящиков с боеприпасами.

При въезде на огневую позицию передние колеса пушки следовало стопорить, а задние разворачивать на 90 град., превращая их таким образом в опоры. Однако после проведения испытаний военные эксперты пришли к выводу, что предложенная система по всем показателям уступает пушкам на автомобильной тяге, применявшихся еще в Первую мировую войну, и в 60-е гг. англичане проработки самодвижущихся орудий прекратили. Впрочем, полученный опыт не пропал. Было решено, что для обеспечения высокой проходимости новых подобных орудий необходимо увеличивать клиренс системы, ведущие колеса должны быть большего диаметра и независимого вращения.

В трансмиссии рекомендовалось применять блокировку дифференциала и демультипликатор — что имелось на наших Напомним, от противотанковых пушек, состоявших на вооружении пехотных и бронетанковых подразделений, требовалось быстрое развертывание из походного в боевое положение, чтобы быть готовыми немедленно открыть огонь и столь же скоро перейти на новые позиции. Поэтому конструкторы склонились к мнению использовать силовую установку не только для самодвижения, но и для ускорения подготовки стрельбы по танкам и другой мобильной боевой технике. Кроме того, двигатель мог бы подавать энергию системам орудия, в том числе при подъеме станин, вывешивания колес после установки на грунт опорной плиты и других операций. Помимо прочего, мощь двигателя пригодилась бы и при наведении пушек по азимуту.

Словом, «сдача в запас» иностранных самодвижущихся противотанковых орудий оказалась сравнительно недолгой, и вскоре появились их новые, усовершенствованные образцы. Как считают специалисты, они станут эффективно дополнять традиционные буксируемые орудия и САУ, разновидностью которых, собственно, и являются. #

Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук