Техника - молодёжи 2000-08, страница 28

Техника - молодёжи 2000-08, страница 28

ПРИРОДА И МЫ

Малый сейнер — гидрографическое судно «Керчь»: водоизмещение — 187 т; скорость —

4

мощность силовой установки — 220 кВт; автономность по топливу — 12 суток; длина — 26,5 м, ширина — 6,5 м, осадка—2,3 м.

У

I

Например, на патрульном А51 -3 стоит 12,7-мм пулемет, а в носовой части подобного ему А51-4 — ракетно-ар-тиллерийский комплекс «Вихрь-К». Разработаны еще патрульные катера А66, А67 и А68, с пулеметами обычного и крупного калибров, водоизмещением 1,5 — 5 т, дальностью плавания 200 — 250 миль Теперь дело за заказчиками.

В ярославском Государственном унитарном предприятии «Северное

проектно-конструкторское бюро» выполнили проект более крупного многоцелевого корвета, который можно строить здесь же, на местной верфи. Как объяснил ведущий конструктор В.П. Парунов, этими кораблями вполне реально пополнять и военно-морские флоты, и пограничные части, вооружая в зависимости от назначения.

Те и другие получат радиолокационные станции с дальностью обнаруживания целей в активном режиме на расстоянии 150 км, и 100 км в пассивном, и гидроакустическую, с опускаемым в глубину излучателем-преемни-ком, находящим подводные объекты на дистанции до 20 км.

Для стрельбы по самолетам, вертолетам, кораблям и береговым сооружениям предназначено носовое универсальное, одноствольное, башенное орудие калибром 76,2 или 100 мм. У бортов угловатой, скошенной впереди надстройки установят счетверенные пусковые для противокорабельных ракет «Яхонт» либо «Янтарь», в лацпортах — противолодочные тор

педные аппараты, в корме — комплекс «Каштан». Он служит для поражения всевозможных целей, включая крылатые ракеты и управляемые авиабомбы, на высотах до 4 тыс. м и дистанции 8 тыс. м, и состоит из 8 пусковых для 2-ступенча-тых твердотопливных ракет с осколочно-стержневыми боевыми частями и неконтактными взрывателями — они настигают противника в 8 — 1,5 тыс. м от корабля, а с 1,5 — 0,5 тыс. м в бой вступают две многоствольные 30-мм скорострельные пушки. На испытаниях «Каштаны» в минуту расправлялись с шестью мишенями, налетавшими сразных сторон.

А в самой корме находится комплекс ПК-10. Заметив излучение вражеского радиолокатора или системы самонаведения крылатой ракеты, из 10-зарядно-го пускового устройства выстреливают 25-килограммовые снаряды калибром 120 мм. После разрыва они создают диполь-ное облако, забивающее пассивными помехами экраны чужих радаров, либо рассеивают тепловые и прочие ложные цели, сбивающие с пути истинного аппаратуру самонаведения.

Для пограничников подготовили и проект морского патрульного катера «Сокол», с энергетической установкой из двух дизелей, они приводят гребные винты фиксированного шага, разгоняющие «Сокола» до 50 узлов. На первых порах вооружать катера будут носовой, дистанционно управляемой 6-ствольной артсистемой АК-306, делающей до 600 — 1000 выстрелов в минуту, и шестью переносными зенитными ракетными комплексами «Игла», поражающими воздушные цели на высотах от 10 м до 3 тыс. м.

Интересна компоновка «Сокола» — он выполнен по катамаранной схеме, корпусы из алюминиево-магниевого сплава соединены обтекаемой надстройкой. Известно, двухкорпусные суда обладают повышенной остойчивостью в свежую погоду, что особенно важно для боевых кораблей, у которых бортовая и килевая качка отрицательно сказываются на эффективности артиллерийского огня.

Окончание на с. 34. См. также с. 32—33.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 8 2000

26

J ГРЯНУЛА

Жарко! Ровно гудит мотор. Блестит нагретый асфальт. Под напором горячего ветра раскачиваются деревья. Настроение отличное. Мы едем на речку Мологу, что в Тверской области. Мы — это деда с бабушкой (то есть я с женой), мама с папой (дочь и зять) и главный член нашей семьи, совершенно очаровательное существо — моя внучка Тата. Дорога не очень длинная, всего пять часов езды, но на такой жаре тяжеловато. Мерный рокот мотора, шелест шин по асфальту, шум ветра, запахи леса и нагретой травы, лопотание Таты — сливаются в какое-то радостно-возбужденное чувство. Я в отпуске.

...И вот выезжаем на высокий берег; еще немного — и перед нами поляна, оканчивающаяся песчаным откосом к реке. Небольшая рощица раскидистых сосен, покачивающих верхушками от ветра, на краю поляны — у воды, белый песок откоса, излучина реки, голубое небо, солнышко, ну что может быть лучше? Противоположный берег — низкий луг с высокой сочной травой. Вдали, за лугом, опять лес, волнами идущий до горизонта. По середине реки, чуть выше по течению, изумрудно зеленый островок с высокой травой, еще дальше — острый низкий мыс, а за ним — крутой обрыв с высокими соснами и березами наверху. Река в этом месте, разрезав дюну, делает крутой поворот и, подмывая песчаный берег, наращивает мыс. После нескольких секунд восторженного молчания мы выходим из машины и спускаемся к воде. Вода прозрачная, чуть коричневая, вдоль всего берега бурунчики — течение сильное. Татка плавать еще не умеет и, зайдя по коленки в воду, благоразумно останавливается, но, увидев подходящую маму, сразу смелеет и кидается в воду, отчаянно колотя руками и ногами. Вода оказалась не очень теплой, или это нам показалось из-за жары. Вообще-то, странно: июнь — и так жарко.

Остудившись, медленно взбираюсь по белому песку откоса, и вдруг замечаю, что мы не одни. На противоположной стороне рощицы, между двумя светло-рыжими соснами, стоит палатка. Еще подальше, на краю леса, тоже виднеются палатки, и их обитатели, прикрывая глаза от солнца руками, внимательно разглядывают нас. Их обеспокоенность можно понять.

В прошлом году, во время отпуска в очень тихом и красивом месте, недалеко от нас остановилась шумная компания «любителей природы» с видеомагнитофоном и большим набором кинобоевиков. И с их появлением каждый вечер на всю округу разносились стрельба, выкрики и грохот поп-музыки. И если бы разгневанный Бог не разразился затяжным холодным дождем, смывшим наших «любимцев», отпуск был бы испорчен.

Убедившись в нашей безобидности, соседи подошли и, как обычно делают старожилы, стали советовать, где лучше расположиться Выяснилось, что только