Техника - молодёжи 2000-08, страница 39

Техника - молодёжи 2000-08, страница 39

Накануне Первой мировой войны в артиллерии сухопутных войск было три основных класса орудий — пушки, гаубицы и мортиры. В ходе нее, с появлением новой боевой техники, были созданы и новые виды арт-систем, например, зенитные, траншейные и противотанковые пушки, а также минометы. В зависимости от сложившейся обстановки, на сравнительно небольшом участке фронта иногда приходилось сосредотачивать десятки орудий разного назначения, налаживать подвоз боеприпасов для них и управление огнем многих батарей. Все это было связано с немалыми трудностями, поэтому некоторые специалисты предлагали уменьшить количество стволов, внедрив унифицированные артсис-темы. Работы над ними в 20-е гг. вели в нескольких странах.

Так, к ним относились полевые пушки небольших калибров со значительными углами вертикального наведения, «умеющие» поражать и открытые цели, и движущиеся танки и броневики, и вести огонь по аэропланам. Испытывали и такие, у которых на одном лафете рядом располагались тела гаубицы и пушки либо те и другие выполняли быстросменяемыми. Однако подобные универсалки получались чрезмерно сложными и тяжелыми, что отрицательно сказывалось на их маневренности, поэтому от дальнейших экспериментов отказались и остановились на пушках-гаубицах. Их ствол был короче, чем у пушки, зато углы вертикального наведения были гаубичными, и из них вели огонь и по настильной, и по навесной траектории, комбинируя перед стрельбой количество переменных зарядов Такие орудия с успехом применялись во Второй мировой войне и после нее.

К созданию универсальных орудий у нас вернулись в 70-е гг. Тогда Воздушно-десантным войскам понадобилась аэромобильная самоходная установка с орудием, обладающим свойствами пушки и гаубицы. Ее разработали в Центральном научно-исследовательском институте точного машиностроения и конструкторском бюро Пермского машиностроительного завода «Мотовилиха» под руководством Ю.Н. Калачникова и А.Г Новожилова.

Самоходку «Нона-С» спроектировали на базе 8-тонного серийного гусеничного бронетранспортера БТР-Д, состоявшего на вооружении с 1974 г Его корпус выполнен из алюминиевой брони, выдерживающей удары пуль и осколков снарядов. На нем разместили специально разработанную для «Ноны-С» бронебашню, а в ней — орудие 2А51, калибром 120 мм, с механизмом наведения, обеспечивающим ему углы возвышения от минус 4 до плюс 80 град.

Поэтому из него ведут огонь, выпуская снаряды и по настильной, пологой, траектории, и по-гаубичному, вернее, по-минометному, — скажем, через высокий дом. В боекомплекте «Ноны-С» имеются осколочно-фугасные снаряды, как обычные, так и своеобразные, — без традиционных ведущих поясков, а с готовыми выступами, входящими в нарезы в канале ствола. Они устойчивее держатся на траектории, а по могуществу сравнимы с гаубичными калибра 155 мм. Кроме них, в распоряжении расчета есть выстрелы с осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами и кумулятивными бронебойными А при стрельбе с наибольшими углами возвышения, из 2А51 выпускают минометные боеприпасы того же калибра.

Артиллерийские выстрелы и мины — всего 25 — держат в боеукпадках с сотовыми ячейками.

В 1980 г. «Нону-С» приняли на вооружение, присвоив ей индекс 2С9. Это было как нельзя кстати, ведь в то время «ограниченный контингент» советских войск вовсю сражался в Афганистане. При боевых действиях в горах «Ноны» громили душманов там, где тех не доставали из гаубиц и, тем паче, из пушек, ведь минимальная

ВОЗВРАЩЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

дальность стрельбы из 2С9 составляет всего 1720 м снарядами, а минами и того меньше — 400 м. Понятно, подобная артсистема потребовалась и сухопутным войскам.

В 1990 г. на тех же предприятиях подготовили, а затем приняли для оснащения армии самоходную установку 2С23 «Нона-СВК», предназначенную для уничтожения и подавления огневых средств противника, его живой силы на открытых пространствах и в укрытиях, штабов и командных пунктов. Она способна действовать при температуре от минус до плюс 50 град.

«Нону-СВК» разработали на базе 4-осного, полноприводного бронетранспортера БТР-80 с герметичным, хорошо обтекаемым водой корпусом из броневой стали. В цельносварной, стальной бронебашне, слева в крыше, смонтирована командирская башенка с прибором для наблюдения ТНПО-115, справа устроен люк для заряжающего.

Впереди и по центру установлено орудие 2А60. Оно оснащено моноблочным стволом без дульного тормоза и клиновым полуавтоматическим затвором с упругопластическим обтюратором, предназначенным для стрельбы безгильзовыми боеприпасами и минами. В орудии внедрен автоматизированный досы-латель, состоящий из цилиндра с рамой, пневматических систем, «механической руки» и пульта управления досылателем Цилиндр с рамой изготовлены вместе с запирающим механизмом затвора и пневматическим устройством. Когда заряжающий утапливает кнопку на пульте, открывается клапан и в цилиндр поступает сжатый воздух, выстрел подается «механической рукой» в зарядную камору, а затвор запирает ее. Таким образом, работа заряжающего требует от него меньших усилий при любых углах возвышения орудия.

После выстрела цилиндр с рамой откидываются, впуская в камору сжатый воздух; и он всего за 1 — 2 с выталкивает из нее и ствола остатки пороховых газов, и они не проникают в боевое отделение, впрочем, в нем имеется фильт-ровентиляционная установка.

Орудие оснащено гидравлическим тормозом отката веретенного типа — с пружинным компенсатором и пневматическим накатником с гидравлическим уплотнителем. Ему придаются углы вертикального наведения от минус 4 до плюс 80 град., а по горизонтали — 35 град, на оба борта.

В центральной части боевого отделения находятся 30 выстрелов и два металлических ящика с дополнительными зарядами. Боеприпасы для «Ноны-СВК» созданы под руководством генерального директора — главного конструктора научно-производственного объединения «Базальт», академика Российской академии ракетных и артиллерийских наук А.С. Обухова. Это осколочно-фугасные снаряды с готовыми выступами, выпускаемые на расстояние до 8,8 тыс. м, активно-реактивные (12,8 тыс. м) и мины отечественного производства — дальность стрельбы ими достигает 7,1 тыс. м. Кроме того, расчеты могут использовать аналогичные иностранные мины этого калибра — итальянские, французские, швейцарские, израильские и английские, — управляемые, «Гриффин».

«Нона-СВК» оборудована приспособлением для подачи боеприпасов и с земли — его, в походном положении, помещают на правом борту, у двери.

На крыше командирской башенки установлен 7,62-мм танковый пулемет ПКТ, соединенный тягой с прибором ТКН-ЗА — для дистанционного наведения пулемета и управления его огнем из башни.

Дополнительно 2С23 снабжена двумя переносными зенитными ракетными комплексами «Игла-1» (или усовершенствованными

«Игла-ОС»), предназначенными для отражения атак низколетящих самолетов и вертолетов. «Иглы» созданы в КБМ — начальник и генеральный конструктор, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук С.П.Непобедимый. На бортах башни крепятся постановщики дымовых завес 902В, снаряжаемые шестью гранатами ЗД6. Четверо членов расчета располагают 4 автоматами АКС-74У, 15 ручными гранатами и 20 реактивными сигнальными устройствами калибром 30 мм.

Для повышения боевой эффективности подразделений, оснащенных машинами «Нона-СВК», разработали и создали автоматизированный комплекс управления их огнем «Капуст-ник-С». Его подсистемы замкнуты на единую информационно-вычислительную систему, а сам он действует автономно и получает предварительные данные о противнике от средств разведки. К ним относятся наземные наблюдательные посты, радиолокационные и звукометрические станции, пилотируемые вертолеты и дистанционно-управляемые летательные аппараты. Разумеется, непрерывно поддерживается связь с вышестоящими штабами. На основе полученных данных вырабатываются целеуказания для батарей и отдельных орудий.

На учениях и в боевой обстановке «Капуст-ник-С» полностью оправдал замыслы и надежды заказчиков и конструкторов. Скажем, поразив, по полученным данным прямой наводкой маневрирующий танк, «Нона-СВК» мгновенно придает орудию максимальный угол возвышения и открывает навесной огонь по вражеской пехоте. Кстати, именно поэтому на поле боя успех достигается меньшим количеством орудий.

За рубежом ничего подобного «Капустнику-С» пока нет — американцы, немцы, французы и израильтяне только разрабатывают аналогичные комплексы.

А у нас в 90-е гг на шасси 18,7-тонной боевой машины пехоты БМП-3 изготовили универсальную самоходную установку 2С31 «Вена». В ее бронированной башне кругового вращения размещено орудие с нарезным стволом, подобное примененному в «Ноне-С» и «Ноне-СВК», с такими же углами вертикального наведения

«Вена» получила компьютеризированную аппаратуру управления огнем и систему обнаружения неприятельского лазерного облучения. Датчики последней расставлены на лобовой части корпуса машины и бортах башни. Уловив луч, они передают данные о нем автоматике, а та формирует команды на 81-мм мортирки — постановщики дымовых завес.

В боекомплекте имеются выстрелы, используемые также в 2С9 и 2С23, дополненные фраг-ментизированными осколочно-фугасными снарядами, поражающими цели на расстояниях до 13 тыс. м, такими же, но со встроенными реактивными двигателями, кумулятивными. Есть и 10 управляемых снарядов типа «Китолов-2». Они способны попасть в объекты, расположенные в 14 тыс. м от огневой позиции, с вероятностью 0,8 — 0,9.

Как у «Нон», на башне «Вены» смонтирован дистанционно управляемый универсальный ПКТ. В 1997 г. «Вену» показали на международной выставке вооружений и военной техники. С успехом — по крайней мере, потенциальные заказчики проявили к ней явный интерес.

Так что пока российские Вооруженные силы (в наследство от советских) одни только располагают удачным и уникальным комплексом универсальных самоходных орудий. А ведь к описанным машинам можно добавить и производные — буксируемую 120-мм пушку «Нона-К» и миномет того же калибра «Нона-М», выполненный по классической схеме... ■ Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 8 2000

37