Техника - молодёжи 2000-08, страница 9

Техника - молодёжи 2000-08, страница 9

ругательства М не потерпит Wj ни один из из- уЩ вестных кабелей.

Геометрия кабеля может быть любой, а длина — до 30 м.

традиционными они гораздо легче и компактнее, обладают хорошей теплоотдачей и при этом не теряют прочности. Так, их применение в американской баллистической ракете «Сатурн-1УБ» позволило уменьшить массу электропроводки со 110 до 32 кг, а крепящих ее приспособлений—с 40 до 4,5 кг.

Как рассказал сотрудник НПО, кандидат технических наук В.Д. Струков, специалисты Тульского политехнического института впервые занялись разработкой и испытаниями подобных проводов еще четверть века назад. Тогда применяли фотохимический способ их изготовления — очень дорогой и, что самое главное, не позволяющий сделать кабель длиннее 40 см. К тому же такие изделия «не любили» перегибов,

В Туле предпочли электрохимический метод. Разработали основу соответствующей установки — электроды оригинального вида, а потом и два полных комплекта оборудования, позволяющего производить плоский кабель длиной до 30 м. Процесс его изготовления заключается в том, что к пластиковой пленке толщиной 50 мкм приклеивают тончайший слой меди, затем с него удаляют промежуточные полоски, оставляя нужное число проводников, и покрывают их таким же клеем и такой же пленкой. Это обеспечивает гибкому печатному кабелю (ГПК-ЭП) не только большую длину, но и невиданную прочность и работоспо-

Такой холодильник — хоть в гостиницу, хоть в больницу.

ю Mei (лент<

собность при скручивании и резких перегибах.

Проводка, выполненная из ГПК-ЭП, получается в 3 — 7 раз легче традиционной и занимает в 10 — 15 раз меньше объема, на нее почти не влияют знакопеременные изгибы (лента переносит их до миллиона) и не оказывают разрушительного воздействия бензин, керосин, минеральные масла, морская вода, микроорганизмы, радиация, огонь и вакуум. Такие линии рассчитаны на работу под напряжением 100 В (пробой возможен при 150 В) при рабочих температурах от -140 до +250 °С, а в течение 10 с они выдерживают перегрев до 600 °С.

ГПК-ЭП с успехом применялся в бортовой аппаратуре реактивных снарядов, а позже его опробовали в самых разных мирных областях — например, в подвижных частях компьютерных принтеров, или в таком необычном агрегате, как сцепка двух мощных тракторов К-701, управляемых одним водителем; здесь он заменил механическое поворотное контактное звено в соединяющем машины кабель-тросе. Испытали ГПК-ЭП также в системе пассивной безопасности легкового автомобиля «Волга» — для передачи исполнительных сигналов на «подушку безопасности», надувающуюся при столкновении.

В результате открылись перспективы самого широкого использования легких гибких проводов — прежде всего в многочисленных современных электроустройствах с подвижными частями: скажем, в графопостроителях или аппаратах, набивающих тексты на бланки, карточки, билеты и т.д. Они пригодятся и для подачи напряжения в сильно разогревающиеся при работе галогенные лампы, или, скажем, для обогрева задних окон автомашин. Ничто не мешает производить из тонкого ГПК-ЭП даже обмотки для компактных трансформаторов и дросселей. И это, конечно, далеко не все. При той экономичности тульских гибких кабелей, которая ожидается, согласно оценкам, сфера их применения необозрима.

НАТО МЫ ДЕЛАЕМ РАКЕТЫ!

Два года назад на Международном инновационном Са

лоне «Лепин» в Париже электронщики из Зеленограда демонстрировали пластинку размером 40x40 мм, на которой, при ее подключении к сети 220 В, капля водки «Колесник» (а она уж точно 40-градусная) замерзала в считанные секунды. Фокус-покус вызвал ажиотаж, и у стенда зеленоградцев постоянно толпился и задавал вопросы непросвещенный французский народ.

Разработчик новинки и он же стендист Юрий Штерн поелику возможно популярно объяснял толпе, что их же собственный соотечественник, физик Жан Шарль Атаназ Пельтье еще в начале XIX в. обнаружил, что при прохождении электрического тока через спай двух разнородных металлов этот спай либо нагревается, либо .. правильно, мадам, либо остывает — в зависимости от направления тока. Явление так и называется — эффект Пельтье.

Но одно дело — эффект, а другое — насколько он эффективен. В результате многолетних опытов и подбора материалов выяснилось, что КПД приборов, преобразующих электроэнергию в холод-тепло на спаях, едва превышает 6%. Кондовые прагматики забросили это дело, но дотошные исследователи не унимались: все подбирали и подбирали различные материалы, и в конце концов пришли к выводу, что лучшей пары, чем сурьма и теллур с висмутом (неясность выражения тут нарочитая — надеюсь, понятно почему) в природе не существует. Да, для полной «ясности» надо уточнить, что и к этим элементам кое-что добавляется. Чистота компонентов, их пропорции и техника спайки — слагаемые высочайшей технологии, результатом которой и явились пластинки, на глазах замораживающие водку. Но водка, конечно, — это только «на публику», а на деле подобным элементам сходу нашли применение разработчики военной техники. Простой пример; гиперзвуковые ракеты в полете раскаляются, аппаратура наведения может перегреться. А тут — крошечные невесомые пластинки, способные быстро и эффективно охлаждать.

Вслед за военными к новинке повернулись лицом и производители прочей высокотехнологичной продукции, в том числе — медицинской техники. Но вот холодильщиков, которым, казалось бы, сам Бог велел воспринять новшество, никак не устраивал хоть и поднятый до предела, но все же малый КПД электро-термохолодильни-ков (ЭТХ) по сравнению с компрессионными. Да, последние неэкономичны, громоздки, конструктивно сложны, их моторы вибрируют, фреон «течет» и прочая и прочая. Но они достаточно