Техника - молодёжи 2000-10, страница 29

Техника - молодёжи 2000-10, страница 29

Схема действия зенитно-ракетного комплекса «Куб»: 1 — обнаружение цели; 2 — ее захват; 3 — запуск двигателя ракеты; 4 — ее пуск; 5 — конец работы стартового ускорителя; 6 — сброс стартового сопла; 7 — запуск маршевого двигателя; 8 — включение бортовой системы управления; 9 — включение неконтактного радиовзрывателя и 10 — его срабатывание; 11 — подрыв боеголовки.

передачи данных на командный пункт. Три ракеты находились на гусеничном ( прицепе, и после пуска каждая направлялась полуактивной головкой самонаведения.

Как только у нас узнали о заокеанской «птичке» («Hawk» по англ. «ястреб»), в 1957 г. Научно-технический комитет Главного артиллерийского управления поручил ведомственному Научно-исследовательскому институту (НИИ-3) приступить к проектированию подобных «Хауку» самоходных зенит-но-ракетных комплексов: «Круг» — для армий и фронтов, «Куб» — для армий и дивизий. Они предназначались для прикрытия войск при их перемещении и на позициях.

В частности, по постановлению Совета министров СССР № 817/839 от 18 июля 1958 г., головным разработчиком «Куба» назначили ОКБ-15, взявшееся и за изготовление двух машин 1С91 с радиолокационными станциями разведки и наведения ракет и полуактивной головки самонаведения для них. В НИИ-24 создавали их боевую часть, СКБ-203 занималось пусковой установкой 2П25. А в подмосковных Мытищах, в ОКБ-40 Машиностроительного завода, проектировали по типу самоходной зенитно-артиллерий-ской установки «Шилка» гусеничные шасси ГМ-568 и ГМ-578 с 4-тактными быстроходными дизелями В-6М мощностью 280 л.с. Эти машины должны были преодолевать подъемы до 30° и броды глубиной до метра. Кстати, в качестве ходовой части для «Куба» предлагали и 4—5-осное колесное шасси ММЗ-560, но предпочтение все же отдали гусеничному, тем более, что в 1959 г. было готово ГМ-568.

А годом раньше находившемуся в подмосковном пригороде Тушино Заводу опытного вооружения (ныне Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел») заказали

ракету для «Куба» — первую отечественную, самонаводящуюся, зенитную.

Сознавая, что догнать, а тем паче перегнать американцев путем подражания vim уже не удастся, директор завода, он же генеральный конструктор, И.И. Торопов задумал выиграть дуэль умов за счет необычных технических решений. Это касалось компоновки будущей ракеты и устройства ее силовой установки. Кроме того, следовало учитывать мнение военных заказчиков, а они были против того, чтобы новый комплекс располагался на прицепе, а на ракете имелся

бы стартовый ускоритель, который после отделе ния от нее после взлета ненароком мог бы свалиться на го ловы своих же.

Разработку зенитной ракеты ЗМ9 на «Вымпеле» в 1962—1963 гг. вели сам И.И. Торопов и конструкторы И. Л. Ля-пин и Г.Л. Соколовский — кстати, все они в разные годы возглавляли это предприятие. Впервые в нашей стране изделие такого класса оснастили полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, действующей в режиме непрерывного излучения и позволяющей настигать цели, летящие на небольшой высоте и на фоне земли.

Для ЗМ9 на «Вымпеле» — также впервые — применили необычный по тем временам комбинированный ракетно-прямоточный твердотопливный двигатель. Поскольку такими силовыми установками в бюро этого предприятия до той поры не занимались, новое дело поручили бригаде В.П. Сироткина, пополненной вооружениями из других отделов. В результате из 29 специалистов бригады только шестеро оказались инженерами-двигателистами, зато над ними не довлела привычка к стандартным решениям.

«На первом участке полета стартовый заряд сгорал и освобождал пространство в хвостовой части ракеты, которое превращалось в камеру сгорания прямоточного двигателя, — вспоминал главный конструктор В.К. Елецкий. — Затем одновременно открывались воздухозаборники и включался маршевый двигатель. Продукты сгора

Так выглядит тренировка расчетов зенитных ракетных и артиллерийских комплексов с использованием ЗМ20МЗ. На рисунке цифрами обозначены: 1 — пуск ракеты-мишени; 2 — зона ее перехвата; 3 — зенитная установка; 4 — место падения сбитой ЗМ20МЗ.

ния его топлива также поступали в камеру и создавали дополнительную тягу... Стартовав под углом 15° к горизонту, ракета делала «горку» и сверху устремлялась на цель» (запомним это).

В 1966 г. мобильный комплекс «Куб» успешно прошел положенные испытания, однако два завода отказались производить столь сложные и непривычные для них ракеты. Согласился только Долгопрудненский машиностроительный. При эксплуатации в войсках «Кубы» показали себя наилучшим образом, что еще более автори-

Общий вид учебной ракеты ЗМ20МЗ.

тетно подтвердил и опыт их боевого применения. Дело в том, что эти комплексы экспортировали — в том числе в дружественные СССР страны Ближнего Востока. И в 1973 г., во время очередной войны в этом регионе, всего за несколько дней «вымпеловскими» ракетами было сбито, по разным данным, от 50 до 75 израильских самолетов. Американский журнал «Тайм» тогда с горечью признавал: «Ни Израиль, ни США не имеют ничего, что могло бы сравниться с этими советскими ракетами». Еще бы, ведь у них вероятность попадания в цель достигала немыслимой тогда величины 0,95!

А французская газета «Пари матч» писала по этому поводу: «Когда-нибудь в Сирии поставят памятник создателям таких ракет. Они не только сыграли решающую роль в защите Сирии от воздушных налетов, но и произвели на население огромное психологическое воздействие — жители Дамаска и его окрестностей не раз видели, как врезались в землю сбитые ими вражеские «Фантомы», «Скайхоки» и «Миражи»...»

Первое время израильские летчики довольно пренебрежительно погляды

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 10 2 0 0 0