Техника - молодёжи 2001-01, страница 66«Ленин во время нашей встречи в 1920 г. сказал мне: «Приезжайте через десять лет, и тогда посмотрите нашу страну». Прошло четырнадцать лет, и я снова приехал». Это была самая короткая (11 дней) и самая насыщенная из всех трех непродолжительных поездок Уэллса в нашу страну. На другой день он встретился со Сталиным. Писателю-фантасту очень хотелось разобраться в мировоззрении большевиков. Незадолго перед этим Уэллс побывал в США, где беседовал с президентом Рузвельтом. Реформы «Нового курса» поразили его — он увидел в них воплощение своей давней, сформулированной еще в «России во мгле», мечты, что капиталисты начнут учиться у коммунистов. В беседе со Сталиным он хотел выяснить, не собираются ли коммунисты, в свою очередь, отказаться от понятия классовой борьбы и тем самым пойти на сближение с Западом. Генсек спокойно излагал свою точку зрения и был убедительней Уэллса. Дни были перенапряжены: 24 июля — посещение Мавзолея В.И. Ленина и знакомство с Москвой, встреча со старым другом A.M. Горьким; 25-го — присутствие на параде физкультурников на Красной площади и посещение Первого государственного подшипникового завода; 26-го — беседа с наркомом просвещения А.С. Бубновым и осмотр Международной выставки детского рисунка; 27 июля — встреча с начальником Метростроя П.П. Ротером и осмотр строительства столичного метро; 28-го — у главного архитектора Москвы, профессора С.Е. Чернышева в планировочном отделе Моссовета. Перед отъездом в Ленинград — там 1 августа Герберт Уэллс встретится в Кол-тушах с академиком И.П. Павловым и в тот же день — с известным популяризатором Я.И. Перельманом и писателем-фантастом Александром Беляевым — по просьбе гостя, устроили просмотр фильма Дзиги Вертова «Три песни о Ленине». Рецензия на этот фильм была напечатана 23 июля в «Правде», именно в том номере, где сообщалось о приезде в Москву английского писателя. Услыхав об этом от сына, немного знавшего русский, Уэллс сказал: «Джип, я обязательно должен посмотреть фильм о Ленине». И вот знаменитый писатель сидит рядом с Дзигой Вертовым (Денисом Аркадьевичем Кауфманом) в просмотровом зале. Тот готов в любую минуту дать необходимые пояснения, но Уэллс, подавшись вперед, безмолвно смотрит на экран. Там, в заключительной песне о Ленине, во всю мощь разворачивается строительство Днепрогэса. До самого конца фильма фантаст не проронил слова. Только когда в зале зажегся свет, он повернулся к кинорежиссеру и тихо спросил: «Как вам это удалось?». Вертов понял сразу: «вам» — это советскому народу. «Я писатель, — сказал Уэллс. — Я не киноработник. Но как литератор я прекрасно воспринял все сказанное этими искренними, жизнерадостными людьми» (строителями Днепрогэса). Фильм был звуковой. Аппаратура для синхронной записи звука и натуры была создана в лаборатории профессора А.Ф. Шорина. Уэллс снял шляпу перед гением. В дневнике он записал: «Теперь, когда я перелистываю свою книгу, написанную четырнадцать лет тому назад, я начинаю понимать, какой выдающейся личностью является Ленин. Я редко соглашаюсь с общепринятым понятием «великий чело век», но если говорить о величии отдельных представителей человечества, то я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, величайшим человеком». Прошло сорок лет. Среди миллионов посетителей машинного зала гидростанции, облицованного розовым армянским туфом, была студентка с Урала Нина Дунаева. Она оставила запись в Книге отзывов: «Днепрогэс на нашей Земле — это как Пушкин в литературе, как Чайковский в музыке. Какие бы гиганты ни появлялись на Волге, Ангаре, Енисее, им не затмить патриарха советской энергетики». Как перекликаются ее слова с пафосом строителей индустрии страны Советов! Электроэнергетика нашей страны — 378 млн кВт в 1990 г., как и вся промышленность, построена при Советской власти. Крохи царского наследия — 1,1 млн кВт (на 1913 г.) давно истлели согласно законам природы. Теперь собственностью народа — той что досталась россиянам, — владеет наполовину частная компания РАО «ЕЭС». Ангажированные комментаторы многих печатных и электронных средств информации договорились до того, что называют реструктуризацию (а по сути, расчленение и приватизацию) ЕЭС России «вторым планом ГОЭЛРО». Какое кощунство! ■ Рисунки Михаила ШМИТОВА Главный редактор Александр Перевозчиков Зам. главного редактора Юрий Филатов Ответственный секретарь Анатолий Вершинский Обозреватели и корреспонденты: Сергей Александров, Игорь Боечин, Юрий Егоров, Станислав Зигуненко, Борис Понкратов, Николай Сорокин Оформление: Валентин Примаков (художник) Техническое обеспечение: Людмила Емельянова (корректор), Оксана Петрова, Екатерина Ермакова (верстка), Михаил Данилин, Ренат Фейзуллин, Игорь Макаров (цветоделение), Андрей Конюшков (компьютеры) Тамара Савельева (набор) Адрес редакции: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., д. 5а. Телефакс: (095) 234-16-78. • Тел. для справок - 234-16-78,285-16-87; отдела распространения - 285-20-18. С предложениями по рекламе обращаться: 234-16-78, 285-57-57 • За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет • Подписка на «ТМ» - индексы по каталогу Роспечати: 70973 (улучшенное полиграфическое исполнение), для предприятий - 72998 По каталогу АПР индекс 72098 (общедоступный выпуск «ТМ») • В розницу цена свободная • Редакция благодарит читателей и авторов, приславших письма, статьи и другие материалы, и приносит извинения, что не может ответить каждому лично • Рукописи не возвращаются и не рецензируются • Журнал зарегистрирован в Мин печати и информации РФ. Per. № 012075 • Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники/бюллетени) • Подл, к печати 23.01.2001. • Верстка, цветоделение и изготовление фотоформ: тел.: 285-56-25, факс: 234-16-78 • Отпечатано в Чеховском полиграфическом комбинате • Тираж 50 ООО, 1 -й завод 35 ООО • Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения редакции • ISSN 0320 - 33DC • © «Техника - молодежи», 2001, № 1 (808). ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2001 Заказ 3322 |