Техника - молодёжи 2001-02, страница 67

Техника - молодёжи 2001-02, страница 67

i ■= t в ь о с т ~

НЕ ТРЕВОЖЬТЕ

МУМИФИЦИРОВАЛИ УСОПШИХ не только в Египте. Есть мумии и на Филиппинах, а горной про инций Бенгета, примерно в 200 т к северу от Манилы, где люди племени айбалои на протяжении сотен лет (начиная прим- рно с XII в. н.&) хранили в пещерах теш своих умерших предков. Только недавно, в 1972 г., эти мумии увидели с& оказались ш нескольких музеях, хотя не торые из таких останков были обнаружены еще в самом начале прошлого века и проданы коллекционерам за огромные деньги. Это были теш, лежащие в позах зародышей, с широко открытыми ртами, как если бы они скончались либо в приступе неудержимого смеха, либо в момент мучительной агонии,

Вожди племени айбалои, как и египетские фараоны, хотели путем мумификации обеспечить себе личное бессмертие, причем имели право выбирать место своего захоронения еще при жизни, и это место считалось священным. Иногда «мумифицировать» начинали еще живого вождя — если он страдал от тяже-

ДАЖЕ ВСШ ОНИ СМЕЮТСЯ

шейся из тела жидкости собирали и считали священными При этом, в отличие от египтян, филиппинцы не удаляли внутренние органы покойного. Когда тело почти полностью высыхало, его дополнительно выдерживали на солнце, а потом старцы племени счищали высохшую кожу и натирали останки местными растениями, предотвращающими тление. Так, после неустанных трудов (порою двухлетних!) и получались филиппинские мумии.

Что удивительно, на столь тщательно просоленных, провяленных и ошкуренных трупах сохранились ясные следа древних татуировок. На телах высокопоставленных дам татуировки имели вид геометрических фигур, а на телах вождей—отражали их ратные и охотни-

0 зависимости от богатства и общественного статута покойного, процесс му .'фикац * **ог длиться от друх месяцев до двух лет; Но для ученых такие останки равно бесценны.

лой болезни или медленно угасал по причине преклонных лет. В этом случае его начинали усиленно поить соленой водой, а старший сын вдь хал в широко раскрытый рот отца табачный дым. Это и оказалось причиной того, что больш нство филиппинских мумии как бы «смеются

Затем труп обмывали, привязывали к высокому стулу, а под ним разводили слабый огонь, дабы высушить мягкие ткани, а капли сочив

чьи подвиги, что даже позволило установить имя одного из них—Anno Анно, который якобы дожил до 250 лет.

ОСКВЕРНЕНИЕ МОГИЛ ПРЕДКОВ может иметь ужасные сверхъестественные последствия, считали потомки — как музейные работники, так и грабители. И совершали сложнейшие ритуалы, прежде чем войти в гробницу. Так, например, следовало зарезать черную

свинью и посмотреть на ее печень Если она была полна чистои желчи, то жертвенное животное резали на куски над пещерой и после этих и других обрядовых действий (включая распитие рисового вина под жаркое из свинины) вытаскивали гробы своих предков.

«Домовины» айбалои похожи на раковины, потому что тела покойных при мумификации находились в сидячем положении — возможно, и потому, что такие гробы-«ракушки» было легче переносить по горным тропам в пещеры, к избранному вождем месту захоронения. (По мнению специалистов по древним культурам, обычай первобытных людей хоронить трупы в скорченном виде основывался на вере в реинкарнацию. Вот что пишет об этом В.А, Рыбаков; Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве; скорченность достигалась искусственным связыванием трупа» Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ» * — Ред.)

Вера в сверхъестественные явления гпубоко укоренилась в сознании местных жителей, что может повредить государственному плану обнаружения и сохранения мумий, поскольку в пещерах они все же разрушаются Так, айбалои уверены, что после того, как человек умирает, его душа продолжает жить, общаясь со своими потомками. Причем души умерших якобы наделены магической силой, позволяющей им влиять не только на людей, но даже на природу. Так, говорят, что после возвращения тела АппоАнно, пролежавшего, по договорен ности с людьми племени айбалои, в музее Манилы 15 лет, по пути к месту его прежнего захоронения шел непрекращающийся дождь, как это и должно было случиться согласно древней легенде. А раньше, когда гробницу Anno Анно вскрывали, дабы вытащить его мумию из пещеры, над ней нависли тучи и разразилась страшная гроза, погубившая нескольких осквернителей могилы филиппинского вождя

Существуют и легенды о мистических неудачах несчастных случаях и болезнях, постигавших перевозчиков мумий (как воров, так и музейных работников) даже после соблюдения всех необходимых ритуалов, Например, однажды небольшой самолет должен был вернуть мумию в ее «личную» пещеру. Так как все участники процессии не смогли поместиться в одном аэроплане, тело повезли по земле, но самолет разбился вскоре после того, как мумию по ошибке захоронили не в положенном месте ■ По матер* * журчало «Focus» подготовь* Светлана КОЧЕИОВА

Главный редактор Алекс андр Перевозчиков

Зам. главного редактора Юрий Филатов

Ответственный секретарь Анатолий Вершинский

Обозреватели и корреспонденты; Сергей Александров, Игорь Боечин, Юрий Егоров. Станислав Зигуненко,

Борис Понкратов, Николай Сорокин

Оформление. Валентин Примаков (художник)

Техническое обеспечение: Людмила Емельянова (корректор) Оксана Петрова, Екатерина Ермакова (верстка), Михаил Данилин, Ренат Фейзуллин, Игорь Макаров (цветоделение), Андреи Конюшков (компьютеры), Тамара Савельева (набор)

Адрес редакции: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., д. 5а. Телефакс: (095) 234-46-78 • Тел . для справок - 234-16-78,285-16-87, отдела распространения - 285 20-18 С предложениями по рекламе обращаться* 234-16-78,285-57-57 • За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет • Подписка на*ТМ» - индексы по каталогу Роспечати: 70973 (улучшенное полиграфическое исполнение); для предприятий - 72998 По каталогу АЛР индекс 72098 (обидааупный выпуск *ТМ») • В розницу цена свободная • Редакция благодарит читателей и авторов, приславших письма, статьи и другие материалы, и приносит извинения, что не может ответить каждому лично • Рукописи не возвращаются и не рецензируются • Журнал зарегистрирован в Мин печати и информации РФ. Per. № 012075 • Налоговая льгота -- общероссийский классификатор продукции ОК 005 93, том 2 95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники/бюллетени) • Подл, к печати 2102.2001. • Верстка, цветоделение и изготовление фотоформ: тел/ 285-56-25, факс* 234-16-78 • Отпечатано в Чеховском полиграфическом комбинате • Тираж 50 000, 1»й завод 35 ООО • Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения редакции • ISSN 0320-331Х# ©«Техн • - молодежи», 2001 №2(809).

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 2 0 0 1