Техника - молодёжи 2001-06, страница 24

Техника - молодёжи 2001-06, страница 24

Фрагмент рисунка из «Чертежной книги Сибири» С.Ремезова, 1701 г. (оригинал цветной).

еще в античности, а сами «измерительные повозки» давно использовались на Западе. Дипломат и реформатор князь В.В. Голицын имел обширные европейские связи и мог получить если не образец механизма, то его чертежи.

Рассмотрим изображение одной из таких повозок на гравюре из немецкого издания «Tractatus geometrica» 1595 г. Приводимый тележным колесом зубчатый редуктор на рисунке не виден, но ясно различим циферблат со стрелкой под левой рукой сидящего сзади мужчины. В правой он держит компас. Второй седок расположился лицом к нам за узким столиком-конторкой — явно в позе пишущего, хотя письменные принадлежности не показаны... Для точного измерения расстояний подобное устройство не годилось, но в походе было незаменимо.

Верстовые записи, ведомые в полевом штабе Голицына, фактически дополняли «Книгу Большому чертежу», которая не содержала сведений о самом южном участке Крымского пути — от р. Конские Воды до Перекопа. Малоудачная в военном отношении, кампания 1689 г. оказалась полезной для географов. Но это был эпизодический успех, количественное приращение знаний. Качественный прорыв ждал отечественную геодезию и картографию в следующем веке.

ПЕРВЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СЪЕМКИ В РОССИИ (на суше) были начаты по распоряжению Петра I в 1715 г. Симптоматично, что в это же время придворные

механики освоили выпуск отечественных геодезических инструментов. Еще раньше приступили к описи и картированию морей.

По окончании Северной войны государственная съемка России велась уже по всей ее территории. Инструкцию для геодезистов — «Пункты, каким образом сочинять ландкарты» — составил сам Петр. Для измерений использовали квадрант (а затем и секстант), угломер, астролябию или теодолит с компасом, железную 30-саженную цепь. В каждом уездном городе определяли его широту — с точностью от 10 до 1 минуты. По долготе погрешность достигала 6 — 7 градусов (Гаррисон и Лурье еще не изобрели свои хронометры, а Эйлер и Майер не разработали метод лунных расстояний). Часто работа геодезистов была сопряжена с опасностью, и человека с теодолитом оберегал человек с ружьем..

Все материалы съемок поступали в Сенат, к его обер-секретарю И.К. Кирилову. Из полученных карт он составил и издал за собственный счет в 1734 г. «Атлас Всероссийской империи...», где генеральная (обзорная) карта впервые в отечественной практике дана с картографической сеткой и названиями на латыни. Это первый печатный атлас России. Но единственным в своем роде он оставался недолго. В 1745 г. Петербургская академия наук выпустила двуязычный, с надписями на русском и латинском, «Атлас Российской, состоящий из девятнадцати специальных карт... с приложенною притом генерапь-ною картою...». По словам выдающегося ученого Леонарда Эйлера, математика, механика, физика, астронома и картографа, члена Петербургской и Берлинской

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 '2 0 0 1

22

Навигационные инструменты. Из электронного альбома «Флот во славу России», 1996 г.

академий наук, «география России приведена была гораздо в исправнейшее состояние, нежели география немецкой земли». В эти же 1700-е Россия стремительно вошла в число великих морских держав, и русские мореплаватели задали работы географам всего мира...

В ЦЕЛОМ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ заняло, по некоторым оценкам, четыре столетия — если условно принять за его начало первое кругосветное плавание Магеллана, а завершением считать полярные экспедиции Амундсена. Но только в 70-е гг. XX в. методичные съемки поверхности Земли со спутников дополнили и уточнили ее рукотворный портрет.

Выходит, наносить на карты больше нечего? Как бы не так! Природа не дремлет, да и деятельность человека соизмерима с геологическими процессами и перекраивает лицо планеты не хуже землетрясений и потопов. Исчезают леса и деревни, появляются новые пустыни и мегаполисы. Иссыхают реки — и ветвятся трубопроводы и автострады. Четы-рехвековой (точнее, уже пятисотлетний) чертеж Земли то там, то здесь нуждается в исправлениях и дополнениях. А уж о том, что топография давно повенчана с разведкой, и напоминать неловко... Стало быть работы нынешним землемерам хватит. А со временем, даст Бог, понадобятся и марсомеры, и составители инопланетных атласов.

Рисуйте карты, юные читатели... ■